Хлопонин поддержал продажу алкоголя в интернете
Вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий алкогольную отрасль, концептуально поддержал законопроект Минфина о продажах алкоголя в интернете. Об этом «Известиям» сообщили в аппарате зампреда правительства. Разработка документа вышла на финальный этап, но в итоге он будет внесен в правительство с разногласиями Минфина и Минздрава. Согласно последней версии проекта, с нового года в сеть попадет лишь ограниченный ассортимент спиртного — тихие и игристые вина с защищенным географическим названием и защищенным наименованием места происхождения. Также в сети разрешат продавать пиво, пивные напитки, сидр и медовуху. Два комитета Госдумы — по экономполитике и охране здоровья — поддерживают проект.
О том, что вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий алкогольную отрасль, концептуально поддерживает интернет-продажи алкоголя, «Известиям» сообщили в его аппарате. Дополнительного обсуждения требуют вопросы создания системы контроля, а также виды спиртного, которыми можно торговать, уточнила пресс-секретарь зампреда правительства Наталья Платонова.
Минфин изменил концепцию законопроекта и сейчас согласовывает его с ведомствами в окончательном варианте. Документ пока не внесен в правительство, отметили в пресс-службе министерства. Согласно последней версии законопроекта, с 1 января 2018 года в сеть попадут тихие и игристые вина с защищенным географическим названием и защищенным наименованием места происхождения, пиво, пивные напитки, сидр и медовуха. С 1 января 2019 года в сети появится и крепкий алкоголь.
Деятельность по продажам спиртного в интернете будет лицензируемой. Продажи алкогольной продукции дистанционным способом будут возможны только через сайты в зоне egais.ru. Минкомсвязь получит право блокировать онлайн-магазины, находящиеся вне этой зоны, предупреждал ранее Минфин. На дистанционные продажи будет перенесена вся ныне существующая архитектура запретов и ограничений. Так, в стационарной рознице не допускается розничная реализация алкогольной продукции с 23 до 8 часов, а местные власти вправе устанавливать дополнительные запреты. Кроме того, запрещены продажи спиртного несовершеннолетним, в учебных, медицинских, культурных и спортивных учреждениях, а также на спортивных объектах.
Минздрав не согласовал документ в прежней редакции. Замглавы ведомства Дмитрий Костенников 6 октября направил в Минфин письмо, в котором отмечалось, что разработанный законопроект противоречит госполитике по уменьшению потребления спиртного. В ней в качестве одной из целей декларируется снижение доступности алкогольных напитков путем ограничения их розничной продажи по месту и времени. Кроме того, Минздрав подчеркивал, что легализация продаж алкоголя в сети может создать риски. Например, напитки могут быть доставлены детям. Хотя Минфин уже сообщил, что механизм дистанционной продажи алкоголя предусматривает ограничение реализации спиртного несовершеннолетним — курьер обязан проверить возраст покупателя с помощью паспорта или водительского удостоверения. Законопроект внесут в правительство с таблицей разногласий, сообщили в Минфине.
Глава комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев отметил, что алкоголь уже сегодня продается в интернете. Он считает, что было бы правильным сделать этот процесс легальным, подчеркнув, что следует решить вопросы существующих ограничений по продаже спиртного в сети — соблюдение запрета на время реализации алкоголя с 23.00 до 8.00, запрет продажи несовершеннолетним и так далее.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов в беседе с «Известиями» также отметил, что продажи алкоголя в сети уже идут. И существует три пути развития сложившейся ситуации. Во-первых, делать вид, что ничего не происходит, во-вторых, запретить реализацию спиртного, в-третьих, отрегулировать и управлять этим процессом. «Я сторонник последнего пути», — отметил он.
По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), нелегальный рынок алкоголя в сети составил в 2016 году около 1,1 млрд рублей. К 2018 году объем рынка может достигнуть 1,6 млрд рублей. Каждый месяц россияне делают более 300 тыс. запросов о покупке спиртного в интернете.
Несмотря на поддержку со стороны правительства и профильных комитетов, Минфину придется ответить на массу вопросов относительно контроля онлайн-продаж алкоголя. Это должно помочь защитить как интересы продавцов, так и здоровье россиян.