ФАС поделится компроматом
Банки будут узнавать у ФАС, присутствует ли та или иная компания в списке недобросовестных поставщиков. Сведения начнут поступать кредиторам от антимонопольной службы уже в следующем году. Об этом «Известиям» рассказал председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. По его словам, передача данных не потребует согласия фирм. Новация поможет банкам «отсеивать» компании, которые могут участвовать в схемах по «освоению» бюджета. При этом, по оценке экспертов, в России более лояльное отношение к недобросовестным поставщикам, чем за рубежом.
Банки и ФАС будут обмениваться информацией по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Она создана в рамках исполнения закона о госуслугах. До конца года и МВД перейдет на третью версию системы. Подключение к ее сервисам антимонопольной службы тоже завершается.
— Мы ожидаем завершения перехода ФАС на новую версию СМЭВ до конца этого года, — рассказал «Известиям» глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. — Банки смогут проверять, присутствует ли компания в списке недобросовестных поставщиков, в стандартном автоматизированном режиме 24/7.
По словам Андрея Емелина, новая версия СМЭВ будет работать максимально оперативно, объем пакета передаваемых данных вырастет с 5 Мб до 1 Гб.
Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Артем Лобов пояснил, что организация может быть включена в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в связи с ненадлежащим и недобросовестным исполнением обязанностей по контракту, заключенному по итогам проведения госзакупки. Но информация об организации может быть исключена из реестра недобросовестных поставщиков по решению суда, уточнил Артем Лобов. То есть если компания не согласна, она может оспорить в арбитраже решение о включении в список.
Банкам информация от ФАС нужна для оценки рисков корпоративных клиентов.
— Участники списка недобросовестных поставщиков могут быть вовлечены в проведение схем вывода бюджетных средств через ненадлежащее исполнение заключенных госконтрактов, — уточнила младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Людмила Кожекина.
Партнер юридической фирмы Vinder Law Office Дмитрий Ошивалов опасается, что банки будут больше требовать от бизнеса подтверждения обоснованности его операций. В итоге проблемы, ставшие основанием для включения компании в список недобросовестных поставщиков, могут парализовать весь бизнес, сетует эксперт.
— Компания может быть действующей, иметь множество других контрактов и один неудачный «тендерный», но банку этого будет достаточно, чтобы посчитать компанию «неблагонадежной», — согласна управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова.
По словам Тамары Касьяновой, бывает и так, что компания попала в список недобросовестных поставщиков по ошибке.
— При исключении из реестра право компании обратиться в банк повторно за услугой никем не ограничено. Однако банки могут неохотно принимать такую компанию на обслуживание, поскольку это право банка — одобрить или отказать в обслуживании, даже если компания «чиста», — уточнила Тамара Касьянова.
Впрочем, ЦБ и Росфинмониторинг разработали механизм реабилитации компаний и граждан, попавших в черные списки.
По словам экспертов, в России более лояльные требования к степени благонадежности корпоративных клиентов, чем за рубежом. Например, в США компанию, которая провалила госзаказ или была уличена в сомнительных операциях, не возьмут на обслуживание в банк, а доступ к госсредствам будет для нее закрыт.
— Российское законодательство является более гуманным по отношению к недобросовестным участникам торгов, если сравнивать с Соединенными Штатами, — уточнил управляющий партнер экспертной группы VETA Илья Жарский. — Создание нового «чистого» юрлица с целью обхода ограничений, связанных с РНП, происходит часто.
Нововведение поможет банкам вести более осторожную политику при обслуживании корпоративных клиентов, уделять более пристальное внимание их операциям. Недобросовестные компании, вовлеченные в схемы по выводу средств, получат отказ в любом банке, и практика черных списков — даже при наличии механизма реабилитации его фигурантов — будет только способствовать этому. Чтобы обслуживаться в банке, надо вести честную игру. Компании, уличенные в сомнительных схемах, рискуют навсегда остаться в черном списке.