Из молочной кухни — в концерн
Детское питание — особая группа пищевых продуктов. Именно они закладывают фундамент здоровья маленького человека. От качества этих продуктов зависит нормальное развитие ребенка. Поэтому с точки зрения производства это очень сложный процесс. При этом высокие требования к технологии, производственным площадкам и сырью, включая даже воздух в цехе, а кроме того — особые процедуры сертификации продукции делают выход на рынок детского питания достаточно дорогим. Но в то же время это очень высокомаржинальный бизнес.
На сегодняшний день рынок детского питания является одним из самых быстрорастущих продуктовых рынков мира. Не обошел этот тренд и нашу страну. Ведь все родители хотят кормить своего ребенка и вкусно, и разнообразно, не теряя при этом пользы для растущего организма. Не последнюю роль в этом играют и чисто практические соображения бытового удобства — всё больше мам предпочитаю экономить время на приготовлении пищи, покупая готовые смеси, консервы и каши быстрого приготовления.
Продажи детского питания в России, сократившиеся было во время кризиса, снова демонстрируют положительный тренд. Объем российского рынка детского питания по итогам прошлого года составляет 595,28 тыс. т и 252,20 млрд рублей. Растущий спрос на молочную продукцию и постепенное улучшение макроэкономических показателей — вот основные причины такого положения дел. В этом году прирост составляет 1,3% в натуральном выражении, хотя еще годом ранее продажи снижались на 2,7%. Среди каналов наибольшую долю в продажах детского питания занимают супермаркеты — 36% в натуральном и 33% в денежном выражении. Второе место принадлежит дискаунтерам — 25% в натуральном и 20% в денежном выражении, третье — гипермаркетам (19% и 17% соответственно). Но наиболее заметный рост продаж детского питания отмечается в специализированных магазинах для детей (+14,3% в натуральном и +16,9% в денежном выражении) и супермаркетах (+6,9 и +7,7% соответственно).
Отечественный рынок детского питания, который прошел длительный путь от советских молочных кухонь до ультрасовременных высокотехнологичных производств, сегодня очень бурно развивается. Причем перспективы очень и очень благоприятны — рынок пока еще весьма далек от насыщения. А потому ему еще расти и расти. Вместе с открытием новых предприятий идет процесс модернизации и расширения линий на действующих заводах. Российские производители выпускают качественную и конкурентоспособную продукцию.
Правда, пока доминируют на этом рынке главным образом зарубежные компании. И чтобы прочно закрепиться в лидерах в ближайшее время, российским производителям предстоит решить ряд очень важных задач.
Пожалуй, самое важное заключается в том, что российские компании продолжают ощущать недостаток в некоторых видах отечественного сырья. В частности, пока еще сохраняется высокая зависимость от импортных поставок сухих молочных смесей. Кроме того, периодически производителям просто не хватает информации о тех требованиях, которые предъявляются к сырью. Это очень существенно сдерживает развитие рынка. Поэтому полное и успешное завершение программ импортозамещения во многом зависит от решения этих насущных вопросов.
Думается, что много говорить о значении импортозамещения в сфере детского питания просто не нужно. Ведь, по сути, мы говорим о своем будущем. Поэтому очень важно, чтобы мы имели возможность контролировать процесс производства данного вида продукции на всех стадиях производства и реализации. Начиная от полей, где выращиваются овощи и фрукты, и заканчивая системами хранения в магазинах. Основное сырье для детского питания у нас есть (овощи, мясные продукты, молоко), дело за локализацией перерабатывающих мощностей в России.
Попытки решить эту задачу предпринимаются. К примеру, создана специальная рабочая группа, куда вошли представители Минсельхоза, Минпромторга, Минэкономразвития, Минобрнауки, Минздрава и Роспотребнадзора. Исследования детского питания запланированы и Роскачеством. В ближайшее время специалисты этих ведомств выработают комплекс мер, направленных на импортозамещение отрасли. Поэтому перспективы полностью избавиться от импорта в течение нескольких лет, на мой взгляд, вполне реальны.
Автор — исполнительный директор Ассоциации поставщиков и производителей продовольственных товаров «Руспродсоюз»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции