Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД КНДР назвало Зеленского звездой в написанном США сценарии
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации четвертого БПЛА над регионом
Общество
В Москве заметили захваченную в боях с ВСУ трофейную технику
Мир
Минфин США ввел санкции против двух компаний и четырех физлиц из Ирана
Наука и техника
В России построят научные мегаустановки на экспорт
Здоровье
Врач рассказала об опасных для пенсионеров заболеваниях
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Общество
Глава минздрава Крыма заявил о готовности уйти в отставку в случае нехватки лекарств
Культура
Актер Александр Лойе рассказал о съемках в Перми сериала «Операция «Карпаты»
Армия
Военные ВКС РФ нанесли удар по позициям ВСУ в окрестностях Часова Яра
Общество
Синоптики пообещали москвичам сухую погоду и до +16 градусов в среду
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили позиции ВСУ на купянском направлении
Общество
Стали известны подробности дела задержанного замглавы Минобороны России
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
Метеорологи назвали сроки потепления в Москве и Санкт-Петербурге
Мир
Постпред Ульянов раскритиковал заявление Столтенберга о соседстве с Россией

Персональный процент

Между банками обостряется конкуренция за дисциплинированного заемщика
0
Фото: ТАСС/Интерпресс/Виктор Погонцев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ближайшее время на рынке банковского кредитования обострится борьба за «идеальных» заемщиков. Такие клиенты смогут рассчитывать на индивидуальные предложения, например, на пониженные ставки по кредитам. Доля заемщиков без просрочек по ссудам в кредитной истории с начала кризиса снизилась к осени 2017 года на 13,4 п.п. — это следует из расчетов, сделанных Объединенным кредитным бюро (ОКБ). При этом ранее «Известия» писали о повышении платежной дисциплины у клиентов банков в целом — доля тех, кто всё реже позволяет себе просрочки, растет. Сокращение числа «идеальных» клиентов не оказывает существенного влияния на качество кредитного портфеля банков, отметили эксперты. 

ОКБ оценило для «Известий», сколько заемщиков с открытыми кредитами имеют исторические просрочки по ссудам. Исследование проводилось по базе в 66,5 млн клиентов с 2014 по 2017 год.

По данным бюро, доля «идеальных» заемщиков — тех, у кого вообще не было просрочек по ссудам в кредитной истории, в сентябре 2014 года составляла 57,9%. Годом позже показатель опустился до 52%. В сентябре 2016 года «идеальных» клиентов стало менее половины — 48%. В сентябре этого года — 44,5%.

Динамика показателей отражает историю российского рынка розничного кредитования за последние годы.

— До 2013 года банки агрессивно наращивали кредитные портфели, что привело к значительному росту кредитной нагрузки и, как следствие, закредитованности заемщиков, что еще до ухудшения ситуации в экономике аккумулировало повышенный риск, — пояснил начальник управления стратегий взыскания Бинбанка Станислав Витвицкий. — В 2014–2015 годах прошел пик социальных дефолтов. В то же время банки «закрутили гайки», перейдя к жесткой политике риск-менеджмента: выдачи «улицы» сведены к минимуму, фокус на работе с существующим портфелем, проверенными клиентами — гражданами с хорошей кредитной историей и зарплатниками. В результате объемы новых выдач существенно сократились.

Как следствие, «идеальные» заемщики выдач докризисного периода выплатили значительную часть кредита или полностью его погасили, а объема новых выдач недостаточно, чтобы перекрыть эту разницу в цифрах.

На просрочку выходят необеспеченные потребительские кредиты, суммы которых не очень велики, указал ведущий аналитик по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Павел Жолобов. Таким образом, снижение числа «идеальных» заемщиков-физлиц не оказывает существенного влияния на качество агрегированного по банковскому сектору кредитного портфеля. По данным ЦБ, пик уровня просроченной задолженности в розничных кредитах приходился на середину 2016 года. Сейчас отмечается тенденция к снижению доли просроченных кредитов граждан, за последние 12 месяцев — с сентября 2016 года по сентябрь 2017-го — их доля по банковскому сектору снизилась с 8,6 до 7,7%. С чем связано сокращение доли «идеальных» заемщиков, в ЦБ не пояснили.

По данным РАНХиГС и Института Гайдара, доля платежей по розничным ссудам, не погашенным в срок в течение календарного месяца, пошла на убыль. Если в начале этого года более 13,5% платежей по кредитам выплачивались заемщиками не вовремя, то летом их доля снизилась до 12%, что уже близко к докризисным показателям (11–11,5%). Улучшение платежной дисциплины россиян обусловило рост розничного кредитования. По данным ЦБ, в первом полугодии объем выданных населению займов увеличился на 3% — до 3,965 трлн рублей. Рост розничного кредитования может подстегнуть потребительский спрос и, соответственно, стимулировать экономику в целом.

С начала 2017 года, по данным Росстата, средний номинальный доход увеличился на 2,9 тыс. до 38,6 тыс. рублей. Уровень кредитной нагрузки россиян достиг минимального значения с 2014 года — 32%, снизившись за последние четыре года на 8 п.п., по данным ОКБ.

На этом фоне доля «идеальных» заемщиков прекратит падение и затем возобновит рост, полагает зампред Локо-банка Андрей Люшин. По его мнению, падение доли «идеальных» заемщиков остановится уже в следующем году, и показатель достигнет 44%. Конкуренция на рынке банковских услуг обострится.

— Многие банки готовы существенно снижать ставки, когда видят, что клиент имеет хорошую кредитную историю, также особенно активно работают с теми, у кого открыты депозиты, это говорит о том, что данный клиент не находится в зоне риска, — пояснил Андрей Люшин. — Подобный подход рационален в рамках базовой концепции риск-менеджмента.

Начальник департамента маркетинга банка ТКБ Анатолий Крайников отметил, что качественные заемщики — это крайне востребованный сегмент.

— В условиях ужесточения рисковой политики, повышения требований регулятора к качеству кредитного портфел, банкам не остается ничего другого, как предлагать им обслуживание на более выгодных условиях, — рассказал Анатолий Крайников. — Конечно, особо ценны для банков такие собственные клиенты. В качестве якорного продукта нередко используется ипотека, а затем к ней добавляются и другие продукты и услуги.

В борьбе за заемщиков без просрочек финансовые организации будут снижать ставки по ссудам и вводить индивидуальные предложения по существующим продуктам. Таким образом, клиентам выгодно следить за своей кредитной историей и не просто сократить число просрочек по ссудам, но и перейти в статус «идеальных» — это позволит рассчитывать на максимально выгодные условия по кредитам.

 

Прямой эфир