Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Мир
Песков заявил об интересе иностранцев к повестке дня Путина
Мир
Брата короля Британии Эндрю Маунтбеттен-Виндзора задержали по делу Эпштейна
Общество
В аэропортах Москвы из-за снегопада отменили 19 рейсов и задержали 14
Общество
Путин назвал проблемой высокую нагрузку на судей в России
Мир
Украинский чиновник объяснил происхождение $653 тыс. наследством бабушки
Общество
Минздрав рассказал о состоянии пострадавшего при нападении школьника в Прикамье
Мир
Грушко допустил контакты России с НАТО на высоком уровне
Мир
Ячейку террористов выявили в исправительной колонии в Забайкальском крае
Спорт
Ски-альпинист Филиппов вышел в полуфинал спринта на Олимпиаде
Армия
Средства ПВО за сутки сбили две управляемые авиабомбы и 301 беспилотник ВСУ
Общество
В Пермском крае возбудили дело после нападения школьника на сверстника с ножом
Общество
Врач назвала блины опасными для некоторых категорий россиян
Общество
В Челябинске за грабеж и похищение предпринимателей осудили четверых членов ОПГ
Мир
Der Spiegel узнал об одобрении Залужным подрыва «Северных потоков»
Мир
Суд в Южной Корее приговорил экс-президента Юн Сок Ёля к пожизненному сроку
Общество
Младшую из найденных во Владимирской области сестер из Петербурга передали отцу
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вечером 12 октября 2017 года представитель Минобороны РФ Александр Емельянов сообщил в ходе российско-китайского брифинга по проблемам противоракетной обороны в ООН о создании в США перспективных комплексов «мгновенного глобального удара», призванных решать задачи неядерного сдерживания. Портал iz.ru разбирается в истории вопроса и возможных последствиях.

Что за система

Концепция Prompt Global Strike, название которой переводится то как «Быстрый глобальный удар», то как «Мгновенный глобальный удар», разрабатывается в США с 2000-х годов. Она должна предоставить возможность нанести быстрый и точный удар по любому региону мира в случае конфликта или иной чрезвычайной ситуации. В перспективе система быстрого глобального удара (БГУ) должна будет дополнить американские силы передового развертывания, экспедиционные воздушные силы и силы быстрого реагирования, обеспечив нанесение высокоточного неядерного удара по любому району Земли в течение часа.

Что испытывается

Разрабатываемая в США гиперзвуковая крылатая ракета X-51A Waverider

Фото: commons.wikimedia.org/US Air Force

В настоящее время в США создан ряд прототипов/демонстраторов технологий, испытания которых специалисты относят к разработке системы быстрого глобального удара. Это гиперзвуковая ракета Х-51 Waverider компании Boeing, многоразовый беспилотный космический корабль X-37B, также разработки Boeing, рассматриваемый как предшественник возможной орбитальной разведывательно-ударной системы, перспективные боевые блоки для баллистических ракет наземного и морского базирования и ряд других систем.

Российские военные также указывают на возможность размещения ударных средств в пусковых установках системы ПРО Aegis Ashore, разворачиваемых в настоящее время в Восточной Европе. Вместе с тем нужно отметить, пока что США не располагают ни серийными, ни перспективными гиперзвуковыми ракетами «поверхность–поверхность», которые можно было бы разместить в габарите пусковой установки Mk.41. В настоящее время там технически могут быть размещены крылатые ракеты большой дальности типа Tomahawk, однако их характеристики, в первую очередь — дозвуковая скорость, не позволяют считать их частью системы быстрого глобального удара. Вместе с тем в случае такого размещения они также могут использоваться для атаки против стратегически важных целей на территории России наряду с крылатыми ракетами морского и воздушного базирования.

Система противоракетной обороны Aegis Ashore

Фото: Global Look Press/DPA/Kay Nietfeld

Кто под угрозой

Официально объявленной целью новой системы являются внезапно возникающие объекты террористов либо угрожающие США «страны-изгои». Вместе с тем специалисты отмечают, что наращивание потенциала высокоточного неядерного удара в сочетании с развитием системы противоракетной обороны способно, особенно в условиях сокращения стратегических ядерных сил, подорвать стратегический паритет России и США, дав возможность нанести безнаказанный разоружающий удар (или иллюзию такой возможности).

Почему это опасно

Исходя из известного принципа оценки военных угроз — «важны не намерения, а возможности», подобная система способна подорвать стратегическую стабильность и спровоцировать своих обладателей на попытку силового решения тех или иных серьезных противоречий в отношениях с ядерными государствами. Опасность увеличивается, в случае если возможности системы БГУ в сочетании с противоракетной обороной и традиционной ядерной триадой будут переоценены американским руководством, особенно при одновременной недооценке возможностей соперников США на международной арене.

Средства противодействия

Ракетный комплекс «Ярс»

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

В случае с Россией их можно разделить на несколько категорий. Это развитие ядерных сил, включая как производство новых ракетных комплексов, так и разработки перспективных боевых блоков, в том числе способных на гиперзвуковой управляемый полет. Это создание перспективных систем воздушно-космической обороны, которые в перспективе смогут обеспечить создание защищенных от БГУ зон — в том числе в позиционных районах РВСН и других местах сосредоточения стратегических ядерных сил. Это развитие собственных сил неядерного сдерживания воздушного и морского базирования, способных при необходимости атаковать объекты инфраструктуры противоракетной обороны, и системы быстрого глобального удара без перехода к ядерной войне.

Кроме того, сложившаяся ситуация может повлечь разрушение системы договоров о стратегических наступательных вооружениях, учитывая, что соблюдение этих соглашений в условиях угрозы обезоруживающего удара вступает в противоречие с национальными интересами России.

Читайте также
Прямой эфир