Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Юлия Музыкантская: «Любое искусство надо объяснять»

Президент Московской международной биеннале — о том, как увидеть прекрасное в луже эпоксидной смолы и соединить в одном проекте Бьорк и ее бывшего мужа Мэтью Барни
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Новой Третьяковке проходит 7-я Московская международная биеннале современного искусства. Свои работы представили художники из 25 стран. О том, чем интересно современное искусство и как в нем разобраться широкой публике, корреспондент «Известий» поговорил с президентом биеннале Юлией Музыкантской. 

— Московская биеннале пережила реформу структуры управления, сменилось руководство. Насколько гладко это произошло?

— Перезагрузка — неизбежный процесс для любого проекта. Венецианская биеннале, например, за 100 лет пережила несколько серьезных реформ. Как вы знаете, Московская биеннале была учреждена 14 лет назад при поддержке Михаила Швыдкого — на тот момент министра культуры. Отец-основатель смотра — Иосиф Бакштейн — выполнял функции художественного и административного руководителя. Он сам приглашал куратора, вел переговоры с государством, занимался поиском денег — всё было на нем. Ничего удивительного, что в какой-то момент он устал и захотел делегировать полномочия и ответственность.

Мне кажется, что будущее такого важного проекта не должен определять один человек. И формирование Экспертного совета стало одним из первых шагов новой команды Московской биеннале. В совет вошли люди, действительно играющие очень важную роль не только в российском, но и в мировом художественном процессе. Михаил Пиотровский, Ольга Свиблова, Зельфира Трегулова, Василий Церетели, Семен Михайловский известны далеко за пределами нашей страны. Именно они принимают все творческие решения: выбирают куратора, обсуждают с ним концепцию, отбирают проекты в Параллельную программу, могут порекомендовать российских художников, если это нужно.

— Совет влиял на выбор художников этого года?

Впервые Московская биеннале попросила куратора — им стала директор Токийского музея современного искусства Юко Хасегава — обратить внимание на российских авторов. Это очень важно, потому что хотя биеннале — проект международный, но все-таки связанный со своей страной. Мы проводили публичное обсуждение с российскими художниками, какая именно Московская биеннале им нужна. И они были единодушны в том, что хотят сохранить международный статус проекта, хотят звездного куратора, но настаивают на презентации ему именно российских авторов. Юко отобрала девять российских художников в Основной проект биеннале. Как происходил отбор иностранных авторов, мы не знаем — это была ее личная прерогатива.

Но я точно могу сказать, что проталкивать какого-либо художника было бы невозможно, потому что Юко — куратор со своим видением и вмешаться в ее концепцию практически нереально.

— Раскажите о Параллельной программе биеннале.

Одним из элементов перезагрузки Московской биеннале был новый принцип отбора проектов в Параллельную программу. Чтобы стать ее участником, различные московские культурные учреждения направляли презентации своих выставок экспертному совету. По итогам работы у нас появилось 73 проекта от 53 институций. Среди них и «Аптекарский огород», и Дарвиновский музей, и выставочные залы Москвы.

Если взглянуть на карту Москвы с отмеченными на ней участниками Параллельной программы, то мы увидим карту современного искусства в столице. И ее центр — Новая Третьяковка.

— Кто из участников Основной программы ваш фаворит?

— Датский художник Олафур Элиассон с циклом «Пространство резонирует от нашего присутствия».

— Для непосвященных его работа — просто какие-то фонари. Что в нем вас привлекает?

— Это потрясающая история света и цвета. Насколько я знаю из объяснений куратора, Элиассона вдохновили мобили русского мастера Александра Родченко. И вот представьте, Олафур впервые показывает свои работы в России именно в том музее, где экспонируется Родченко.

— Многие работы современных художников — ближе к науке, чем к искусству. Олафур с помощью линз делает радугу, Мари-Люс Надаль — облака.

Да, современное искусство — это во многом сочетание техники и визуальных эффектов. И здесь нужны точные математические расчеты. Олафур Элиассон наглядно это демонстрирует. Он, наверное, один из самых великих наших современников. Его работы признаны во всем мире. То, что мы в рамках Московской биеннале имеем честь показать его произведения первыми, действительно очень важно для проекта и российской публики.

— Еще один участник Основной программы — Бьорк — больше известна как певица. Почему вы решили включить ее проект Bjork Digital в программу?

Бьорк занимается искусством давно. У нее есть свой зал в Нью-йоркском музее современного искусства. Российский зритель теперь может узнать ее с другой стороны — не только как певицу, но и как художника. Ее яркий проект был создан с применением самых современных технологий, существующих сегодня в мире. Это — сложная аудиовизуальная композиция, состоящая из восьми объектов-комнат, в каждой из которых на разном оборудовании показываются видеоработы, созданные специально для Bjork Digital. Где-то это виртуальная реальность, где-то — кинотеатр с невероятно качественным звуком.

— Как вам удалось свести на одном художественном мероприятии ее и бывшего мужа Мэтью Барни? Ведь они почти не общаются?

— Это то, что мы называем «магией Юко». Госпожа Хасегава много лет общается с Бьорк и Барни. Переговоры с каждым из них лично взяла на себя Юко. От нее они узнали, что будут объединены в одном проекте. Надеемся, Бьорк и сама приедет в Москву. Кстати, четыре работы Барни — одни из самых дорогих на биеннале.

— Помните историю, когда в одной галерее в Италии уборщица выбросила дорогую инсталляцию? Как убедить человека, что гора мусора — это тоже искусство?

Во все времена художники использовали утилитарные, подручные средства для создания своих произведений. Черный цвет на классических фресках — не что иное, как сажа. Обычная копоть. Любое искусство, не только современное, нужно объяснять. У нас есть инсталляция швейцарской художницы Лор Пруво. В своем проекте она вылила на пол около ста килограммов эпоксидной смолы. Пока смола еще не застыла, Лор опустила в нее множество вполне утилитарных вещей — от банок и яичной скорлупы до бумажных писем. В комнате показывают видео, которое отражается в эпоксидке как в глади воды.

— Как вы планируете просвещать ваших зрителей?

Год назад Московская биеннале совместно с Третьяковской галереей и историческим факультетом МГУ запустили образовательную программу. Мы хотим рассказать людям, что современного искусства не нужно бояться. Не у всех, но у значительной части нашего общества существует определенная настороженность по отношению к современному искусству. От нас всё время ждут подвоха.

Недавно мы запустили цикл телевизионных лекций на канале «Культура». Среди наших лекторов — Михаил Пиотровский, Ольга Свиблова, Зельфира Трегулова, Ирина Антонова. Мы хотим рассказать зрителям, что современное искусство было всегда. И реакция, страхи, неприятие новых произведений — это нормально. То же самое было с импрессионистами. А сейчас мы в очереди стоим, чтобы две минуты провести перед полотном Моне. 

Вкус к искусству надо прививать с детства. Поэтому у Основного проекта Московской биеннале возрастной ценз 0+. Сюда можно и нужно приходить с детьми.

Справка Известий

Юлия Музыкантская окончила МГУ им. Ломоносова по специальностям экономиста-социолога и политолога.

Работала в аппарате правительства РФ, Министерстве культуры РФ, Фонде поддержки современного искусства «Винзавод». С 2016 года — президент Московской биеннале.

 

 

 

Прямой эфир