Попасть в избранные
На этой неделе взоры всего мирового научного сообщества прикованы к Швеции и Норвегии, где будут озвучены имена всех лауреатов Нобелевской премии за 2017 год. Накануне стали известны триумфаторы в области физиологии и медицины, коими стали американские ученые Джеффри Холл, Майкл Росбаш и Майкл Янг, отмеченные за открытие молекулярных механизмов, контролирующих циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи. Ученые назвали их циркадными ритмами. В ближайшие дни мы узнаем лауреатов в области физики, химии, литературы, экономики и защиты мира на Земле. Портал iz.ru взглянул на список возможных претендентов, а также решил вспомнить об истории и традициях самой знаменитой награды мира.
Список из 318 номинантов на премирование был определен еще прошлой весной, но конкретные имена по традиции держались в тайне. Затем Нобелевский комитет проводил консультации с самыми авторитетными научными организациями и персонально с наиболее уважаемыми учеными, с тем чтобы сократить расширенный список до нескольких позиций. При этом использовалась рейтинговая система оценки, и никто из экспертов не знал всех имен и конечных результатов. К началу текущего года, наконец, был сформирован итоговый список номинантов, но последнее слово всё равно остается за самим Нобелевским комитетом, шведской и норвежской академиями наук и Нобелевской ассамблеей Каролингского института.
Но люди по натуре своей нетерпеливы. Последние годы многие научные и псевдонаучные агентства и журналы стараются предугадать имена лауреатов и предлагают свои списки. Трудно сказать, каковы в этом их интересы — есть ли здесь корыстная составляющая или это чистая игра с читателями и желание продемонстрировать свою осведомленность, но результаты иногда действительно совпадают. Никоим образом не выдавая их за чистую монету, назовем некоторых фаворитов этого «теневого» рейтинга.
Предполагаемые фавориты
В области медицины и физиологии на основании рейтинга цитирования и значимости научных работ выделены американцы Льюис Кантли (Нью-Йорк) и представители Питсбурга — Юанг Чанг и Патрик Мур — за работы по онкологии. Конкуренцию им может составить профессор Университетского колледжа из Лондона Карл Фристон.
В области физики среди реальных кандидатов есть представитель России. Это академик РАН, директор Института астрофизики общества им. Макса Планка (Германия), известный астрофизик Рашид Сюняев. Правда, у него серьезные конкуренты — прежде всего Митчелл Фейгенбаум из нью-йоркского Университета Рокфеллера. В области химии россияне тоже могут претендовать на награду. Среди возможных номинантов присутствует старший научный сотрудник Института химической физики им. Н.Н. Семёнова РАН Георгий Шульпин за исследования в области металлокомплексного катализа и за работы по созданию эффективных каталитических систем для окисления насыщенных углеводородов. Правда, его рейтинг цитирования (индекс Хирша), на основе которого и сделаны предположения, уступает конкурентам из Стенфордского университета США и Японии.
В области экономики все претенденты представляют США. Ни европейская, ни дальневосточная школы приблизиться к американцам не сумели. Впрочем, подчеркиваем еще раз, это лишь предположения, основанные на анализе объективных научно-статистических данных, полученных путем изучения научных порталов интернета компанией Clarivate Analytics. Стоит добавить, что за последние 15 лет эта авторитетная компания сумела «предсказать» имена 43 нобелевских лауреатов, из которых девять получили премии в тот же год, когда попали в список, остальные — несколькими годами позже. Но это агентство не единственное, у него есть много достойных конкурентов.
Напомним, что в прошлом году премия мира была вручена президенту Колумбии Хуану Мануэлю Сантосу, а премия по литературе — Бобу Дилану. Хотя большинство экспертов называли имена японца Харуки Мураками, кенийского писателя Нгуги Ва Тхионго и сирийского поэта Ахмад Саид Асбара, известного в мире под псевдонимом Адонис. Кстати, все они остаются в списке возможных кандидатов уже этого года, особенно Адонис, учитывая внимание к исламскому миру: хотя поэт давно живет в Европе, пишет он только на арабском.
Философский подтекст
В этом году материальная составляющая премии выросла на 12,5% — с 8 до 9 млн шведских крон, что соответствует 1,118 млн долларов США. Об этом недавно заявил совет директоров Нобелевского фонда, который занимается размещением средств, оставленных Альфредом Нобелем на учреждение премии. Напомним, что произошло это в 1895 году. Знаменитый ученый и изобретатель, представитель богатейшей семьи нефтедобытчиков неожиданно изменил свое завещание и оставил большую часть средств на учреждение премии:
«Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобель, обдумав и решив, настоящим объявляю мое завещание по поводу имущества, нажитого мною… Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес наибольшую пользу человечеству.
Указанные проценты следует разделить на пять равных частей, которые предназначаются: первая часть — тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобретение в области физики, вторая — в области химии, третья — в области физиологии или медицины, четвертая — создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы, пятая — тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договоренности.
…Мое особое желание заключается в том, чтобы на присуждение премий не влияла национальность кандидата, чтобы премию получали наиболее достойные, независимо от того, скандинавы они или нет».
Причина, побудившая Альфреда Нобеля совершить столь неординарный шаг, трагична. В то же время она имеет значительный философский подтекст. Дело в том, что несколькими годами ранее в прессе был опубликован его… некролог. Скончался брат изобретателя Людвиг, но репортер перепутал и написал «оду» на смерть Альфреда. Там он именовался не иначе как «миллионер на крови», «торговец взрывчатой смертью», «динамитный король». После этого ученый задумался о том, какой след он оставляет на Земле, и тяжкие мысли привели к основанию премии.
Традиции Нобеля
Альфред Нобель был удивительным, безумно талантливым и очень противоречивым человеком. Он родился практически в нищете (его отец разорился), что заставило его семью искать счастье в России, а довольно скоро он стал миллионером. Никогда не учился в высших учебных заведениях, но обладал энциклопедическими знаниями и получил 355 международных патентов. Будучи «акулой нефтяного бизнеса», изобретателем динамита и нитроглицерина, владельцем химических заводов, производивших взрывчатые вещества, он всю жизнь был убежденным пацифистом. А еще он писал пьесы и очень любил литературу. Последние два обстоятельства определили включение в список премий номинаций по литературе и борьбе за мир.
Будучи человеком практичным и педантичным, Нобель очень четко прописал условия и правила присуждения премий, а также деятельность специального фонда, ответственного за сохранение и преумножение оставленных им средств. Четкость и продуманность формулировок просто не оставляет вариантов для двусмысленностей. Единственное серьезное изменение, которое позволили себе последователи Нобеля, — это включение в список премии по экономике. Ее инициатором стал Банк Швеции. Он же выплачивает эту премию, которая официально именуется премией памяти Альфреда Нобеля и лишь неофициально входит в общий список. Впрочем, банк настоял, чтобы правила присуждения премии соответствовали остальным нобелевским традициям.
Кстати, традиций этих немало и все они соблюдаются неукоснительно. Касаются они и церемонии награждения, и банкета, и даже нобелевского концерта. Прописано всё, начиная непременным фраком для награжденных и заканчивая мороженным в качестве десерта и обязательной нобелевской лекцией каждого победителя. Банкет и церемония состоятся в декабре — примерно через месяц после оглашения имен новых нобелиантов. Это логично: ученым нужно дать время, чтобы подготовиться к торжеству.