Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Рынок едет вверх

Продажи новых легковых автомобилей в России набирают скорость: по результатам августа авторынок продолжает показывать внушительный прирост. Скорее всего оживление спроса продолжится как минимум до конца года
0
Фото предоставлено компанией Nissan
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российский автомобильный рынок продолжает возрождаться после кризиса: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в августе увеличение продаж новых машин составило 16,7% (132,7 тыс. авто). А месяцем ранее — в июле рост рынка достиг рекордных показателей в 18,6% (129,6 тыс.) по сравнению с июлем прошлого года.

Стоит отметить, что такого сильного увеличения продажи новых машин не видели уже более пяти лет. Последний раз подобные хорошие новости для игроков рынка звучали разве что в феврале 2012 года, когда продажи скакнули на 25%. Ну а после этого рынок погрузился в кризис: если в 2012-м в России было продано 2,9 млн машин, то по итогам прошлого года — 1,4 млн.

В текущем году авторынок показывает прирост уже шестой месяц подряд. Если в январе и феврале этого года продажи слегка сократились соответственно на 5 и 4%, то весной они начали оживать, в марте и апреле увеличившись соответственно на 9 и 7%, а летом прибавляя каждый месяц примерно 15–18%.

Обновление автопарка

Почему автомобильный рынок в России вдруг опять начал ускоряться и значит ли это, что кризис остался позади? Ключевых причин возрождающихся продаж на российском автомобильном рынке несколько. Прежде всего это отложенный спрос: сильно сжатые продажи за последние пять лет сейчас распрямляются, люди больше не могут продолжать передвигаться на устаревших авто и задумываются об обновлении своего автопарка.

Другая весомая причина — это укрепление курса руб­ля. Российская национальная валюта перестала обесцениваться и, наоборот, становится дороже. Это дает возможность мировым автопроизводителям если не понижать цены на свою продукцию, то как минимум остановить или затормозить их рост.

Постепенно оздоравливается и банковская система. В частности, это выражается в улучшении ситуации с кредитами, процентные ставки и прочие условия по которым становятся более привлекательными. На этом фоне растет доля приобретаемых машин в кредит: сейчас она уже приближается к отметке в 50%, в то время как в кризис почти опускалась до 25%.

Ну и помимо этого потенциальным покупателям машин добавляют уверенности общие признаки стабилизации в экономике, что особенно важно при планировании таких крупных приобретений, как личное авто.

Наконец, не стоит забывать, что государство продолжает свои программы поддержки автомобильного рынка. Как известно, в июле в России заработали новые механизмы стимулирования спроса на новые авто. В общей сложности их пять — «Первый автомобиль», «Семейный авто­мобиль», «Русский тягач», «Русский фермер» и «Свое дело». Две первые в первую очередь рассчитаны на частных лиц, остальные предназначены для лизинговых покупателей и корпоративных закупок. В рамках программ, субсидирующих кредиты («Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»), потребители получат скидку в 10% от стоимости автомобиля. При этом предоставляется возможность приобретения транспортного средства, стоимость которого не превышает 1,45 млн руб­лей. В рамках же программ «Русский тягач» (субсидирование покупки грузовиков), «Русский фермер» (субсидии на покупку легких коммерческих автомобилей и грузовиков для фермеров и хозяйств) и «Свое дело» (поддержка продаж легких коммерческих автомобилей для малого и среднего бизнеса) потребителю увеличили субсидируемый процент на приобретение авто в лизинг до 12,5%.

Как обещают представители Минпромторга, в общей сложности в этом году на поддержку автопрома будет выделено 62,3 млрд руб­лей, что, по предварительным оценкам, позволит реализовать 737 тыс. машин. Из них на программу обновления парка выделено 17,5 млрд руб­лей, на льготное автокредитование и льготный лизинг — по 10 млрд руб­лей.

Участники рынка очень позитивно оценивают новые государственные программы и говорят о том, что спрос на них со стороны покупателей высокий. В частности, на продажах позитивно отразились пересмотр пакета мер господдержки и увеличение ценового лимита для автомобилей — участников программы льготного кредитования до 1,45 млн руб­лей. При этом продавцы надеются на дополнительную корректировку высшей планки в программе льготного кредитования до отметки в 2 млн руб­лей.

Бюджетный разгон

У оживления продаж новых автомобилей в России есть и примечательные особенности. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что повышенной популярностью на рынке пользуются бюджетные модели, или автомобили массового сегмента.

Так, по итогам августа первое место в рейтинге продаж с большим отрывом заняла российская марка Lada, которая продала за последний месяц лета 26,2 тыс. новых авто с приростом в 25%. Идущая на втором месте марка Kia реализовала 15 тыс. новых машин с еще более значимым приростом в 29%. Третье место держит марка Hyundai (13,4 тыс., плюс 13%). Далее в первую десятку лучших входят Renault (11,1 тыс., плюс 22%), Toyota (7,9 тыс., минус 7%), Volkswagen (7,1 тыс., плюс 16%), Nissan (5,8 тыс., плюс 21%), Skoda (5 тыс., плюс 10%), ГАЗ (4,9 тыс., плюс 32%) и Ford (4,2 тыс., плюс 24%, см. табл. 1).

Одновременно помимо лидирующих массовых марок в последние месяцы подтягиваются продажи и брендов среднего звена: например, в плюсе сейчас идут такие марки, как Mitsubishi (прирост в 33%), Subaru (плюс 26%). Неожиданно в августе резко пошли вверх французы — Citroёn показал прирост в 107%, Peugeot — в 61%.

Что же касается премиальных брендов, то в настоящее время они ведут себя на рынке более сдержанно. Так, например, Mercedes-Benz закончил август ростом в 5%, скромно наращивает продажи Porsche (плюс 8%), а марка Audi оказалась в большом провали в минус 21%, упали на минус 13% и продажи Lexus, у Land Rover сокращение составило 4%. Пытаются угнаться за среднерыночными показателями BMW и Volvo (обе марки по плюс 11%). Продавцы премиум-сегмента объясняют более сдержанный рост дорогих авто тем, что их продажи в кризис не очень пострадали, поэтому об отложенном спросе здесь сложно говорить. Кроме того, они не получают поддержку со стороны государства и не входят в госпрограммы стимулирования спроса.

Lada идет на обгон

Говоря о состоянии продаж конкретных моделей авто, стоит отметить, что к концу лета на первое место вновь вырвалась машина традиционного российского производителя, а именно Lada Granta. По итогам августа объемы ее продаж достигли 8474 машин. Правда, это всего на два автомобиля больше, чем идущая на втором месте корейская Kia Rio, которых было реализовано 8472 авто.

Далее идет еще один корейский бестселлер — Hyundai Solaris (6,9 тыс.), следом за ним с небольшим отставанием в рейтинге значится модель Lada Vesta (6,7 тыс.). К другим популярным моделям на российском рынке сейчас относятся такие машины, как Volkswagen Polo, Renault Duster, Renault Kaptur, Lada X-Ray, Toyota Rav4 (см. табл. 2).

Вообще период кризиса сделал российский автомобильный рынок менее разнообразным. Автопроизводители за последние три года свернули продажи многих нишевых моделей, и сейчас, согласно данным компании «Автостат», более 80% рынка приходится на два типа машин — это так называемые бюджетные машины размерного В-класса (лидером здесь являются Kia Rio, Lada Granta, Hyundai Solaris), а также кроссоверы, или класс SUV (самые популярные из них в России сейчас — это Hyundai Kreta, Renault Duster, Toyota Rav4).

А идущий на третьем месте так называемый размерный С-класс (или гольф-класс) уже занимает всего 8% рынка (в России лидирует в этом сегменте Skoda Octavia), четвертое место остается за машинами D-класса (5% от всего рынка, лидирует Toyota Camry).

Возрождение разнообразия

Впрочем, есть все основания говорить, что в связи с вновь набирающими оборот продажами производители будут в самое ближайшее время расширять свои модельные ряды в России. Так, в частности, «АвтоВАЗ» пытается развить успех своей главной новинки последнего времени — модели Vesta, которая скоро будет продаваться в кузове универсал.

В сегменте внедорожников наступление ведет марка Skoda, которая начала недавно продажи своего самого большого в истории внедорожника марки Skoda под названием Kodiaq. Машина эта не случайно названа в честь медведей, которые обитают на Аляске. Размеры Kodiaq действительно внушительны: по своим габаритам машина превосходит большинство конкурентов в своем классе.

В сегменте бюджетных внедорожников марка Nissan начала продажи обновленной модели Terrano 2017, у которой, в частности, здесь появились система «ЭРА-ГЛОНАСС», система удаленного запуска двигателя, подогрев лобового стекла, новая навигационная система с более ярким и контрастным 7-дюймовым дисплеем, важным элементом обновления стал встроенный круиз-контроль с функцией ограничения скорости.

К другим новинкам в сегменте кроссоверов стоит отнести новую Mazda CX-5, а также пятое поколение кроссовера Honda CR-V. Последняя модель подросла в размерах, а также получила ряд высокотехнологичных функций, среди которых защита от непроизвольного столкновения в пробках.

Нишу премиальных внедорожников пополняет абсолютно новая модель Range Rover Velar. Этот средне­размерный кроссовер стал четвертой моделью в линейке марки Range Rover, по размеру она чуть больше Evoque и поменьше Range Rover Sport.

В размерном С-классе важным событием является появление Skoda Octavia нового поколения, которая начала производиться в России в Нижнем Новгороде. Эта машина отличается новым дизайном, автомобиль увеличился в размерах, здесь появились новые двигатели, опции, система полного привода.

В премиальном сегменте обращает на себя внимание такая новинка, как компактвэн BMW 2 Series Active Tourer. У этой машины очень непривычная для BMW конструкция: начать с того, что на нем установлен новый необычный мотор 136 л.с. с объемом 1,5 л, который имеет три цилиндра и при этом очень экономичен. Но главное — у нового авто передний привод, чего раньше у машин BMW не встречалось.

Отрадно, что по мере оживления рынка в России на нем официально появляются новые суперкары. Например, марка Lexus с недавних пор начала продажи в России своего роскошного спорткупе Lexus LC 500, под капотом которого расположилась V-образная «восьмерка» с 477 силами. С 10-ступенчатой автоматической коробкой до сотни новый суперкар разгоняется до 4,4 с.

Другой яркий суперкар на российском рынке — это обновленный Nissan GTR четвертого поколения, продажи которого также недавно начались у официальных дилеров. Нынешний Nissan GTR получил усовершенствованный двигатель, обновленный интерьер, у автомобиля улучшились аэродинамика и управляемость. В частности, у машины увеличилась мощность мотора на 15 л.с. — V-образный 6-цилиндровый мотор с рабочим объемом 3,8 л теперь развивает внушительные 555 л.с., крутящий момент увеличен на 5 Нм и теперь составляет 632 Нм, а до 100 км/ч этот новый автомобиль-ракета разгоняется менее чем за 3 с.

Вероятность дальнейшего роста

Насколько набранный темп роста российского автомобильного рынка сохранится в ближайшем будущем? Участники и игроки рынка осторожничают в прогнозах, но при этом они убеждены, что скорее всего продажи авто в России в ближайшее время продолжат увеличиваться. Например, по мнению аналитиков компании «Автостат», даже если осенью рост рынка будет не таким бурным, с большой долей вероятности он закончит текущий год в существенном плюсе, который будет измеряться прибавкой в 5–20%.

В частности, по прогнозу «Автостата», при развитии экономики в целом по оптимистическому сценарию (при среднегодовой цене нефти в $60 за баррель) в следующем году автомобильный рынок может вырасти на 18% и достичь 1,55 млн единиц. При развитии ситуации по пессимистическому сценарию (цена на нефть — $40 за баррель) объем рынка новых легковых автомобилей может сохраниться на уровне 2016 года (1,35 млн шт.) и показать незначительный рост — в пределах 3%. Но наиболее вероятным аналитики считают средний сценарий (при цене на нефть в $50 за баррель), согласно которому продажи автомобилей в 2017 году могут вырасти на 10% — до уровня 1,45 млн единиц.

Примечательно, что помимо массового сегмента в ближайшее время скорее всего оживут и продажи премиальных авто. Дело в том, что владельцы премиальных автомобилей чаще всего меняют их через два-три года после покупки. А, по словам продавцов, в 2015 году девальвация скорректировала цикл владения автомобилем и подтолкнула многих автовладельцев совершить покупку раньше запланированного срока. Поэтому к осени автодилеры ждут восстановления спроса также и в премиум-сегменте.

Прямой эфир