Потерпевшим стали реже отказывать в выплатах по ОСАГО
Страховщики стали реже отказывать гражданам в возмещении убытков по ОСАГО. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга 20 крупнейших компаний, работающих на рынке автострахования, проведенного экспертами проекта «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) «За права заемщиков» («Известия» ознакомились с его данными). Снижение доли отказов связано с запуском закона о натуральном возмещении, а также распространением электронных полисов. При этом, по данным ОНФ, «автогражданка» оказывается более рентабельной, чем ранее заявляли страховые компании.
Прямое возмещение является обязательным для потерпевшего в том случае, если в дорожно-транспортном происшествии пострадали только два автомобиля, вред был нанесен только им и оба водителя имеют страховки. С начала года в России действуют поправки в законодательство, которые обязывают страховые компании заключать договоры ОСАГО в электронном виде. Кроме того, с апреля вступил в силу закон о приоритете натурального возмещения по автогражданской ответственности перед денежной выплатой. Эти акты направлены, с одной стороны, на снижение числа мошенничеств с полисами, а с другой стороны — на предотвращение отказов заключения договоров со стороны страховщиков. Сами представители рынка объясняют отказы в продаже ОСАГО невыгодностью этого вида страхования.
Доля отказов страховщиков в прямом возмещении убытков по предъявленным требованиям составила 3% в первом полугодии 2017-го по сравнению с 4,1% за аналогичный период прошлого года, указано в мониторинге ОНФ.
Минимальная доля отказов в прямом возмещении убытков наблюдалась у «Ингосстраха» (0,6%), НСГ-Росэнерго (0,7%) и СК «Армеец» (1,0%). Наиболее высокая — у группы «Ренессанс Страхование» (7,4%), компаний АСКО (7,0%) и МАКС (6,9%). У последней в первом полугодии было зафиксировано превышение выплат над премиями: страховщик выплатил на 10% больше объема собранных взносов. Также существенное превышение отмечено и у компании «Армеец» — на 37%. У остальных компаний сумма взносов превышает премии.
В целом по итогам первого полугодия нынешнего года страховщики собрали премий по ОСАГО на сумму 109,2 млрд рублей и выплатили пострадавшим в ДТП на общую сумму 103,6 млрд рублей. Таким образом, соотношение страховых выплат к страховым премиям в целом по России составило 95%.
— Хотя отказов в выплатах стало меньше, наш мониторинг показал, что институт ОСАГО должен быть более сбалансированным. Нам поступают жалобы из ряда регионов о невозможности купить полис, — рассказал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. В частности, по его словам, в августе–сентябре с рынка ОСАГО Магаданской области ушли несколько компаний. В результате очереди на страховки растянулись на несколько месяцев, магаданские автолюбители вынуждены на два месяца поставить свой транспорт на прикол.
— Уровень выплат (то есть отношение взносов к выплатам) — это не вполне релевантный показатель, — считают в Российском союзе автостраховщиков (РСА), — дело в том, что компания еще несет расходы по ведению дел (РВД), а это около 20% от премий, и отчисления в резервы (примерно 3% от премий).
Тем не менее, отмечают в организации, по этому показателю иногда можно судить об уровне мошенничества. Как пояснили в РСА, если этот показатель выше 200%, это означает, что на 100 рублей премий страховщика пришлось 200 рублей выплаты. В некоторых регионах этот показатель существенно превышает 100%.
Президент РСА Игорь Юргенс также отметил, что в ряде регионов в выплатах по суду доля именно этих расходов превышает выплату за ущерб по ДТП.
— По нашим данным, в первом полугодии 2017 года страховые выплаты в суде в Волгоградской области составили 550 млн рублей, а накладные — 1,1 млрд рублей, в Камчатском крае 31 млн рублей страховых выплат, 58 млн рублей — накладных расходов. Дело в том, что эти деньги не доходят до реального потребителя услуги, так как мошенники выкупают у них права требования в суде на месте ДТП, выплачивают на месте же какую-то сумму наличными, а дальше взыскивают со страховой компании средства уже в свою пользу, — сказал он «Известиям».
Принятые законодательные меры показывают, что сами страховщики пока не замечают снижения убыточности при натуральном возмещении. Некоторые даже жалуются на ее рост. В сфере продажи электронных полисов пока также имеются определенные проблемы (например, они не всегда принимаются сотрудниками ГИБДД). Тем не менее положительный эффект для клиента заметен — компании стали платить чаще.