Прилавок стал российским
Доля импортных товаров в российских магазинах по результатам II квартала вновь сократилась, обновив исторический минимум. Тенденцию зафиксировал Росстат. Чиновники объясняют успех импортозамещения развитием отечественного производства и переносом в Россию мощностей зарубежных компаний. Эксперты прогнозируют обновление минимума и в текущем квартале.
Доля импортных потребительских товаров в товарных ресурсах розничной торговли по итогам II квартала этого года составила 33%, доля продовольственных товаров зарубежного производства — 21%. Такие показатели зафиксировал Росстат. По данным ведомства, это рекордно низкая доля импорта за всю историю измерения показателя — с 2005 года. Тогда доля импортных товаров на прилавках составляла 45%, импортного продовольствия — 36%.
Во II квартале прошлого года доля зарубежных товаров в торговле была на 3 п.п. выше, чем в этом году, и составляла 36%. В тот же период в 2015 году показатель составлял 34%, в 2014-м — 41%.
В прошлый раз рекордно низкую долю импортных товаров на российских прилавках Росстат фиксировал в I квартале этого года — тогда она составила 36%.
В Минпромторге отметили, что снижение доли товаров зарубежного производства происходит по нескольким причинам.
— Важным фактором является то, что международные корпорации инвестируют в производства на территории России. Таким образом, товары концернов переходят из разряда импортных в разряд произведенных в нашей стране. Это выгодно и экономике страны, и производителям, — заявили в ведомстве.
Главным фактором снижения доли импорта потребительских товаров в Минпромторге назвали импортозамещение в сфере продовольственных товаров, где доля импорта наименьшая.
— Это последствия специальных экономических мер, принятых Россией в ответ на санкции западных стран. До этих событий, в 2014 году доля импортных продтоваров составляла 34%, — заявили в Минпромторге.
В Минсельхозе отметили, что в последние годы заметно выросло российское производство ряда продуктов питания — это позволило производителям нарастить долю на рынке. Наиболее успешно идет замещение импортных овощей.
— В овощеводство активно идут инвестиции. В 2015–2016 годах было построено 326 га новых теплиц плюс 40 га было модернизировано. В результате в 2016 году мы собрали 814 тыс. т тепличных овощей, на 18% больше объема 2014 года (691 тыс. т). По итогам 2016 года мы обеспечили себя овощами на 92%. К 2020 году мы намерены построить еще 1,8 тыс. га теплиц, что позволит полностью закрыть внутренние потребности, — сказали в Минсельхозе.
В ведомстве также отметили, что, по данным ФТС России, импорт овощей в РФ сократился более чем в два раза и в 2016 году составил 1,1 млн т против 2,4 млн т в 2014 году.
Снижение доли импорта на прилавках подтверждают ритейлеры.
— Доля импортных товаров в продажах Metro с начала 2017 года составила 34%, что на 5,5% меньше по сравнению с показателями 2016 года. Рост доли отечественных товаров на полках магазинов кажется вполне логичным — российские поставщики очень быстро реагируют на возможность расширения производства при возросшем спросе на отечественные аналоги импортных продуктов, — сказали в пресс-службе ритейлера.
Там добавили, что с самого начала своей работы в России отдают приоритет работе с локальными поставщиками.
Преподаватель Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Галина Кузнецова отметила, что снижение доли импорта во II квартале — сезонное явление, ведь в июне в продажу уже начинают поступать продукты нового урожая. Соответственно увеличения доли отечественного продовольствия на рынке можно ожидать и по результатам этого квартала.
— Тенденция пока еще очень неустойчива, и сказать, что импортозамещение состоялось в полной мере, нельзя, — не торопится с выводами специалист.
В X5 Retail Group, «Магните», «Ашане», «Дикси», «Ленте», «О’Кей» и «Азбуке вкуса» воздержались от комментариев.