Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ЕС с 25 июня ограничит доступ к «Известиям», «РИА Новости» и «Российской газете»
Политика
Путин поручил подписать с Таиландом договор о выдаче преступников
Мир
Лавров назвал мирную инициативу Путина результатом анализа реалий на Украине
Политика
В Совфеде предрекли провал новому пакету санкций ЕС
Мир
Захарова сообщила о разработке РФ ответных мер на запрет ЕС доступа к ряду СМИ
Мир
Сийярто отметил двойные стандарты в процессе приема Киева и балканских стран в ЕС
Общество
Очевидец пожара во Фрязино рассказал о «работавшей криком» системе оповещения
Политика
Лавров указал на невозможность использования Киевом оружия без участия США
Общество
Участников террористического сообщества из Дагестана осудили до 20 лет колонии
Общество
На «Кухню на районе» составили протокол за нарушение санитарных норм
Мир
Yonhap сообщило о новой отправке КНДР шаров с мусором и паразитами в Южную Корею
Общество
В Москву доставили 22 пострадавших в результате удара ВСУ по Севастополю
Общество
Меликов сообщил об отставке главы Сергокалинского района после терактов
Экономика
В Минфине рассказали о порядке индексации выплат работающим пенсионерам
Мир
Госдеп объяснил невозможность признать РФ спонсором терроризма
Общество
Площадь пожара в офисном здании во Фрязино увеличилась до 5 тыс. кв. м
Мир
Финляндия открыла судоходство по Сайменскому каналу до 31 декабря

Михайловский театр представил балет Победы

«Золушка» 1945 года в современной постановке сохранила ликующе-оптимистическое звучание
0
Фото: Пресс-служба Михайловского театра/Стас Левшин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Михайловский театр открыл очередной балетный сезон премьерой «Золушки» Сергея Прокофьева. Главный балетмейстер Михаил Мессерер возобновил постановку Ростислава Захарова, созданную в 1945-м для Большого театра. Спектакль, где танцевали Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Марина Семенова, вошел в историю как символ Победы и в современной версии сохранил свое ликующе-оптимистическое звучание.

Последние штрихи в партитуру композитор внес, когда в Москве гремели залпы праздничных салютов. Казалось, тяготы и горести остались позади, а впереди — только светлое безоблачное счастье, подобное тому, которого удостоилась, пройдя все испытания, героиня балета. Очевидцы вспоминали, что в зале сидели боевые офицеры в орденах и по-детски радовались хеппи-энду, случившемуся как на сцене, так и в их собственной жизни.

Современные интерпретации «Золушки» большей частью утратили ощущение ребяческого восторга перед еще неизведанным, но обязательно прекрасным будущим и погрузились в изучение негативных сторон бытия. Постановщики ссылались на неоднозначность музыки. В преувеличенно мощном бое часов слышали грозные удары, сметающие уютный довоенный мир, в прозрачном пианиссимо лирических адажио — ощущение контуженного, для которого окружающий мир пугающе нем, в стремительном, совсем не бальном вальсе — безоглядное стремление к любви наперекор смерти.

Спектакль-праздник, поставленный Ростиславом Захаров, тихо ушел в прошлое, с чем не смогла согласиться михайловская команда во главе с режиссером мультимедиа Глебом Фильштинскиим и хореографом Михаилом Мессерером. Последний хорошо знал Захарова и помнил, как тот переживал по поводу своего детища: считал, что, если его подчистить, обновить, он проживет еще много лет.

Мессерер, который уже зарекомендовал себя мастером обновлений (на его счету реинкарнация таких шедевров советского балета, как «Пламя Парижа» и «Лауренсия») сохранил стилистическую завершенность захаровской «Золушки», а Фильштинский при всем уважении к оригиналу учел требования текущего времени. Другими словами, соавторы сделали всё, чтобы новая старая сказка стала настоящим семейным спектаклем и ее с равным удовольствием смотрели и бабушки, и внуки.

Визитной карточкой спектакля можно считать на редкость удачное сочетание доброй балетной старины и современных сценических технологий. Визуальные компьютерные эффекты мирно сосуществуют с традиционными костюмами и реквизитом. Занавес с изображением часов не раздвигается, а растворяется на глазах у зрителей, открывая камин, полки с расписной посудой и фамильные портреты на стенах — декорацию, задуманную соавтором Захарова, художником Петром Вильямсом. Безупречно классические танцы Весны, Лета, Осени и Зимы, одаривающих Золушку бальными аксессуарами, разворачиваются в прелестной видеошкатулке с соответствующем антуражем в виде солнечного света, хлопьев снега или падающих листьев. А в кульминации героиня, подгоняемая ударами часов, бежит по залам, лестницам и коридорам виртуального дворца, мелькающего на огромном, во всю сцену экране.

Роль Золушки в новой постановке в очередь исполняют две примы Михайловского — Анастасия Соболева и Анжелина Воронцова. Автор этих строк видел спектакль с участием последней и был впечатлен не только изяществом ее танца, но и тем, что Борис Пастернак в письме к Галине Улановой назвал «чудесной и победительной силой детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты». Что касается оркестра, ведомого маэстро Павлом Сорокиным, то ему хорошо бы над чистотой поработать — соло и ансамбли духовых, придающих прокофьевской музыке специфическую прелесть, нуждаются в шлифовке.

Прямой эфир