Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Данные автовладельцев передадут местным властям

Полиции могут разрешить раскрывать персональную информацию водителей, паркующихся на газонах
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

Комитет по безопасности Госдумы рассмотрит законопроект, позволяющий полиции раскрывать персональные данные автовладельцев по запросу органов местного самоуправления (МСУ). Речь идет о водителях, которые паркуются на газонах или не оплачивают платную парковку. Такие административные дела отнесены к полномочиям органов МСУ, однако их, как правило, прекращают из-за отсутствия данных о нарушителях. Сейчас полиция может раскрывать личную информацию об автовладельцах только по запросам федеральных и региональных органов власти. Собеседник «Известий» в профильном комитете заявил, что шансы на принятие законопроекта «высокие». Один из авторов документа — сенатор Людмила Бокова сообщила, что концепцию законопроекта поддержали в правительстве. Эксперты тем не менее полагают, что пока не будет обеспечен контроль за использованием персональных данных, документ принимать нельзя.

Проект предполагает изменения в законы «О полиции» и «Об общих принципах организации местного самоуправления». Он был внесен в Госдуму в июле 2017 года членами Совета Федерации Людмилой Боковой, Дмитрием Азаровым, Андреем Кутеповым и Алексеем Кондратенко, а также депутатом Владимиром Евлановым («Единая Россия»).

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что ответственность за такие нарушения предусмотрена законами субъектов РФ, рассматривать их уполномочены специальные органы (как ЦОДД в Москве) или должностные лица МСУ. В качестве доказательств по таким делам обычно используются фото- и видеоматериалы с уличных камер. Однако самостоятельно установить, кому принадлежит авто, органы МСУ не могут, так как не обладают необходимой базой данных. Такая база имеется в ГИБДД, но действующее законодательство позволяет инспекции раскрывать сведения только по запросам федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов власти субъектов РФ. Поэтому административные дела прекращают, а нарушители остаются безнаказанными.

Авторы законопроекта отмечают, что проблема особенно актуальна для крупных городов, где власти активно развивают систему платных парковок. Это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Курск, Ростов-на-Дону и Ставрополь.

По расчетам парламентариев, сейчас одно парковочное место используют в течение 2–4 часов в сутки, оплата же, как правило, поступает лишь за полчаса. Средняя стоимость парковки при этом составляет 30 рублей в час. С учетом их количества в крупных городах принятие законопроекта позволит местным бюджетам дополнительно получать от 32 млн до 76 млн рублей в месяц.

Один из авторов законопроекта — сенатор Людмила Бокова пояснила «Известиям», что с просьбой подготовить соответствующую инициативу выступили в Санкт-Петербурге и Краснодаре. Кроме того, концепцию документа поддержало правительство, предложив ряд дополнений.

— Ключевым положением законопроекта стало включение региональных и муниципальных органов власти в систему межведомственного электронного взаимодействия для получения информации от МВД о нарушителях. По итогам внутреннего согласования мы внесли законопроект в Государственную думу РФ, — пояснила Людмила Бокова. — Актуальность законопроекта высока, в нем остро нуждаются регионы.

Первый замглавы комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы Вячеслав Лысаков («Единая Россия») считает, что инициатива размывает вертикаль государственной контрольно-надзорной функции. По его словам, вынесением постановлений должно заниматься МВД. 

— Сотрудники МВД давали присягу, подписки. У нас много информации закрытого типа, которую нельзя передавать гражданским лицам, — сказал он «Известиям», подчеркнув, что никто не сможет обеспечить контроль за использованием персональных данных нарушителей.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов сообщил «Известиям», что сейчас МВД предоставляет данные о нарушителях только властям столицы — на основании специальных соглашений, которые заключены между МВД и правительством Москвы. У других регионов таких соглашений нет. 

— В результате штрафы есть, а отправить их некуда, — сказал он.

Петр Шкуматов также высказался против передачи персональных данных местным чиновникам, которые в отличие от сотрудников МВД не несут ответственности за их разглашение и неправомерное использование.

— Органы местного самоуправления могут совершенно спокойно с помощью программ, аппаратных средств, камер фиксировать нарушения, но именно МВД должно заниматься вынесением постановлений, — заявил он. — Иначе получается, что все яйца в одной корзине: местные власти будут организовывать движение, они же будут его контролировать, они же — получать деньги за несоблюдение правил.

Прямой эфир