Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Санкт-Петербурге в 11-й раз прошел Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. В судьбе самой Образцовой в начале ее звездного пути конкурсы сыграли очень важную роль, и до конца жизни Елена Васильевна была убеждена, что они — неотъемлемое условие становления молодого певца, влияющее не только на его технику, но и на личностный рост. Проводя уже второй конкурс без его основательницы, мы стремились сохранять его формат и традиции, заложенные ею. Но с другой стороны, мы не можем не задумываться о том, в какую сторону развиваться.

Сегодня много говорят о необходимости применения новых технологий в сфере классической музыки, о том, что масштаб и резонанс музыкального конкурса в большой степени проверяется его присутствием в интернете. Он становится для классической музыки куда более значимым, чем телевидение, которое само способствует этому. Большинство центральных каналов российского телевидения — а именно они формируют общественное мнение — для классической музыки, к сожалению, закрыты. Можно предлагать им сколь угодно важный для музыкального мира юбилей с участием мировых звезд и услышать в ответ: «Неформат». Поэтому именно интернет дает возможность прорыва информационной блокады.

Однако тенденция транслировать в интернете музыкальные конкурсы, да и любое публичное исполнение классической музыки вызывает двойственное чувство. Конечно, интернет исключает ту удивительную сопричастность живому голосу и инструменту, которая возникает у слушателя в зале. Эмоции, которые получаешь на концерте, несравнимы с тем, что испытываешь, слушая музыку, пение через ноутбук. Самый великий инструмент, который создала природа, — это человеческий голос. В записи мы не можем ощутить всю его красоту, всю гамму чувств, которые транслирует певец в зал.

Но всё же лучше хотя бы в таком варианте слушать классическую музыку, чем не слушать ее вовсе. Если человек никогда не пойдет в филармонию, конечно, пусть лучше слушает классическую музыку в записи — через ноутбук, смартфон. И кто знает, может быть, завтра этот слушатель и заглянет в филармонию. Приобщение к классической музыке широких масс — само по себе явление положительное.

Но есть и проблема: эта доступность способствует тому, что люди начинают экономить, не хотят покупать билеты. А заполняемость зала сказывается на том, как проходит концерт, на самоощущении артистов.

Мы опробовали онлайн-трансляцию еще при жизни Елены Васильевны, и сейчас даже не стоит вопрос, продолжать ли транслировать конкурсные выступления в интернете. Слишком очевидна важность этого. Мы сотрудничаем с одной фирмой, которая обеспечивает высокого уровня многокамерную съемку, хороший звук, даже звукорежиссер работает, то есть мы имеем очень качественную трансляцию.

И хотя это отдельная статья расходов, считаем, что это необходимо. Мы уже испытали в рамках конкурса такую форму участия публики, как приз зрительских симпатий. Голосуют не только зрители, сидящие в зале, но и наблюдающие за конкурсом по интернету. Эта возможность резко увеличивает количество просмотров, приобщая к нашему конкурсу тысячи новых зрителей.

Важно сказать о еще одной технической возможности, которой всё чаще пользуются музыкальные конкурсы, — речь идет о возможности сделать первичный отбор участников по присланным записям. Это позволяет сократить бюджет, а финансирование — извечная головная боль любого музыкального конкурса. Но Елена Васильевна была категорически против такого отбора.

Ведь первоначальное отсеивание по видео ставит певцов в неравное положение. Кто-то живет в Москве или Петербурге, где есть прекрасные звукозаписывающие студии, а кто-то — в глубокой провинции, где единственная возможность записать себя — сделать это любительской видеокамерой или даже телефоном. По искаженному звуку жюри может сделать несправедливый вывод, а Елена Васильевна настаивала на том, что жюри должно воспринимать и оценивать певцов с самого начала вживую, без посредничества видео.

При ее жизни конкурс прошел девять раз, накоплен богатейший опыт, который и позволяет соревнованию жить и расти. А волшебное имя Образцовой продолжает притягивать внимание к ее детищу. Доказательство этому — рекордное количество конкурсных заявок в этом году. То есть даже в эпоху интернета «живые» конкурсы по-прежнему нужны и важны.

Автор — глава Благотворительного фонда Елены Образцовой 

Прямой эфир