Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Вокал реальный и виртуальный

Глава благотворительного фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко — о важности «живых» конкурсов в эпоху интернета
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Санкт-Петербурге в 11-й раз прошел Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. В судьбе самой Образцовой в начале ее звездного пути конкурсы сыграли очень важную роль, и до конца жизни Елена Васильевна была убеждена, что они — неотъемлемое условие становления молодого певца, влияющее не только на его технику, но и на личностный рост. Проводя уже второй конкурс без его основательницы, мы стремились сохранять его формат и традиции, заложенные ею. Но с другой стороны, мы не можем не задумываться о том, в какую сторону развиваться.

Сегодня много говорят о необходимости применения новых технологий в сфере классической музыки, о том, что масштаб и резонанс музыкального конкурса в большой степени проверяется его присутствием в интернете. Он становится для классической музыки куда более значимым, чем телевидение, которое само способствует этому. Большинство центральных каналов российского телевидения — а именно они формируют общественное мнение — для классической музыки, к сожалению, закрыты. Можно предлагать им сколь угодно важный для музыкального мира юбилей с участием мировых звезд и услышать в ответ: «Неформат». Поэтому именно интернет дает возможность прорыва информационной блокады.

Однако тенденция транслировать в интернете музыкальные конкурсы, да и любое публичное исполнение классической музыки вызывает двойственное чувство. Конечно, интернет исключает ту удивительную сопричастность живому голосу и инструменту, которая возникает у слушателя в зале. Эмоции, которые получаешь на концерте, несравнимы с тем, что испытываешь, слушая музыку, пение через ноутбук. Самый великий инструмент, который создала природа, — это человеческий голос. В записи мы не можем ощутить всю его красоту, всю гамму чувств, которые транслирует певец в зал.

Но всё же лучше хотя бы в таком варианте слушать классическую музыку, чем не слушать ее вовсе. Если человек никогда не пойдет в филармонию, конечно, пусть лучше слушает классическую музыку в записи — через ноутбук, смартфон. И кто знает, может быть, завтра этот слушатель и заглянет в филармонию. Приобщение к классической музыке широких масс — само по себе явление положительное.

Но есть и проблема: эта доступность способствует тому, что люди начинают экономить, не хотят покупать билеты. А заполняемость зала сказывается на том, как проходит концерт, на самоощущении артистов.

Мы опробовали онлайн-трансляцию еще при жизни Елены Васильевны, и сейчас даже не стоит вопрос, продолжать ли транслировать конкурсные выступления в интернете. Слишком очевидна важность этого. Мы сотрудничаем с одной фирмой, которая обеспечивает высокого уровня многокамерную съемку, хороший звук, даже звукорежиссер работает, то есть мы имеем очень качественную трансляцию.

И хотя это отдельная статья расходов, считаем, что это необходимо. Мы уже испытали в рамках конкурса такую форму участия публики, как приз зрительских симпатий. Голосуют не только зрители, сидящие в зале, но и наблюдающие за конкурсом по интернету. Эта возможность резко увеличивает количество просмотров, приобщая к нашему конкурсу тысячи новых зрителей.

Важно сказать о еще одной технической возможности, которой всё чаще пользуются музыкальные конкурсы, — речь идет о возможности сделать первичный отбор участников по присланным записям. Это позволяет сократить бюджет, а финансирование — извечная головная боль любого музыкального конкурса. Но Елена Васильевна была категорически против такого отбора.

Ведь первоначальное отсеивание по видео ставит певцов в неравное положение. Кто-то живет в Москве или Петербурге, где есть прекрасные звукозаписывающие студии, а кто-то — в глубокой провинции, где единственная возможность записать себя — сделать это любительской видеокамерой или даже телефоном. По искаженному звуку жюри может сделать несправедливый вывод, а Елена Васильевна настаивала на том, что жюри должно воспринимать и оценивать певцов с самого начала вживую, без посредничества видео.

При ее жизни конкурс прошел девять раз, накоплен богатейший опыт, который и позволяет соревнованию жить и расти. А волшебное имя Образцовой продолжает притягивать внимание к ее детищу. Доказательство этому — рекордное количество конкурсных заявок в этом году. То есть даже в эпоху интернета «живые» конкурсы по-прежнему нужны и важны.

Автор — глава Благотворительного фонда Елены Образцовой 

Прямой эфир