Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Бангкоке из-за землетрясения обрушилось здание
Армия
ВС России освободили населенный пункт Гоголевка в Курской области
Армия
ВСУ нанесли удар по газоизмерительной станции «Суджа»
Общество
Сотрудники ФСБ предотвратили теракт в административном здании в Москве
Армия
ВС РФ ударили восемью дронами «Герань-2» по цеху с дронами ВСУ под Харьковом
Общество
Суд признал геноцидом преступления нацистов в Запорожской области в годы ВОВ
Мир
Гуцул назвала возбужденное против нее дело политическим
Мир
Путин выразил премьеру Мьянмы соболезнования в связи с землетрясением
Общество
В МЧС предупредили о сильном тумане в Москве в ночь на 28 марта
Армия
Российские военные освободили Красное Первое в Харьковской области
Мир
Путин обсудил с Совбезом России развитие отношений со странами АТР
Мир
Песков указал на право РФ не соблюдать договоренности при продолжении ударов ВСУ
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 78 беспилотников ВСУ над семью регионами России
Мир
Фон дер Ляйен не исключила отмены антироссийских санкций
Мир
На Украине сообщили о захвате Ближних пещер Киево-Печерской лавры
Мир
Премьер Таиланда объявила ЧП в Бангкоке после мощного землетрясения
Общество
Двух туристов эвакуировали с перевала в Магаданской области

Преодоление границ

Композитор Игорь Машуков — о новой модели музыкального образования
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На днях начнется новый учебный год. Среди тех ребят, которые пойдут за новыми знаниями в вузы и колледжи, будут и музыканты: исполнители на различных инструментах, певцы, композиторы. Можно сказать, что им повезло: наши педагоги, без сомнения, уникальны. Недаром российские скрипачи, пианисты, оперные солисты известны по всему миру. Однако чем дальше, тем более очевидным становится консерватизм самой системы нашего образования, опасная оторванность от современных мировых тенденций.

У нас практически не преподают современную музыку. Как следствие — студенты-композиторы не знают новейших техник, а исполнители (как солисты, так и оркестранты) пугаются новых партитур, не умеют и не хотят их играть. Понятно, что столичных консерваторий — Московской и Санкт-Петербургской — это не касается, но прежде чем попасть в консерваторию, студент должен поучиться в колледже или училище, и именно там закладываются базовые знания, формируются вкусы будущего музыканта.

Студенту повезет, если он попадет к педагогу, который следит за новейшими течениями, сам работает с ансамблями современной музыки, в общем, «держит руку на пульсе» и, вдобавок, хочет передать свои знания и свой интерес ученикам. Но много ли таких эрудированных энтузиастов, особенно в регионах? Да и откуда им взяться?

Наиболее талантливые и амбициозные студенты из провинции, как правило, стремятся после окончания колледжа поступить в столичные консерватории. Во время обучения они заводят полезные знакомства, побеждают в конкурсах, находят хорошую работу, а некоторые даже становятся востребованы за рубежом. И вот уже — гастроли, участие в международных фестивалях, а если и преподавание, то в московских или санкт-петербургских вузах. Зачем же им возвращаться в родной город и идти на совсем скромные ставки в местные заведения?

Это не значит, что в регионах преподают только слабые педагоги. Но многие из них, увы, не включены в актуальный музыкальный процесс, не имеют постоянного контакта со столичными и зарубежными коллегами. Как же исправить эту ситуацию? Мы в Пермском государственном институте культуры, получив лицензию на преподавание композиции, решили провести эксперимент и сделали ставку не на традиционную схему, предполагающую обучение студента только у одного преподавателя, а на работу с приглашенными мастерами.

Состоявшиеся, известные композиторы, работающие в разных стилях и востребованные в мире, будут приезжать к нам на несколько дней и заниматься с ребятами, рассказывать им о новейших тенденциях. Именно на этих уроках (семинарах, мастер-классах) студенты получат основные знания и творческие задания, а дальше уже в выполнении этих заданий им помогут местные педагоги. Причем не исключено, что какие-то занятия с приглашенными мастерами будут проводиться дистанционно — с помощью видеосвязи.

Кроме того, ребята смогут участвовать в выездных мероприятиях — например, уже который год в городе Чайковском у нас проходит летняя Международная академия. Туда съезжаются молодые композиторы не только со всей страны, но и из-за рубежа. А преподают, соответственно, ведущие современные музыканты. Нечто подобное сейчас делает и Молодежное отделение Союза композиторов России, устраивая творческие лаборатории в разных точках России и СНГ, позволяя талантливым студентам из любых вузов бесплатно учиться у крупных мастеров (в том числе тех, которые никогда не преподавали в постоянном режиме).

Мы видим, что традиционная схема «один педагог — один ученик» сейчас всё больше отходит на второй план перед новой системой: в ней нет жесткой привязки студента не только к преподавателю, но и к городу, учебному заведению. Конкретный вуз — лишь база, инфраструктура, а сам образовательный процесс — гораздо шире.

Конечно, здесь еще многое надо проработать, решить ряд вопросов, связанных с образовательными стандартами и различными формальностями, но процесс уже пошел. И вполне возможно, что эта новая модель может быть успешно применена и к другим специальностям — не только в музыке, но и в остальных видах искусства. Мир меняется, и мы должны меняться вместе с ним. Сохраняя, разумеется, то лучшее, что у нас есть.

Автор — председатель Пермского отделения Союза композиторов РФ, исполнительный директор Международной академии молодых композиторов, заведующий кафедрой композиции в Пермском институте искусств

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир