Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин наградил Шахназарова орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени
Мир
Компания Bayraktar построит на Украине завод по производству беспилотников
Мир
Подаренный СССР памятник Хельсинки вернут на место после ремонта
Мир
ВСУ нанесли ракетный удар по Горловке из РСЗО HIMARS
Спорт
Глава Норвежской федерации гандбола получил предупреждение за призывы исключить РФ
Мир
Экс-министра обороны Украины Ежеля заподозрили в госизмене
Мир
Финляндия примет участие в обучении солдат ВСУ в Великобритании
Культура
Британский Ньюкасл подал заявку на проведение «Евровидения-2023»
Мир
Власти Запорожья ждут от ООН реакции на обстрелы АЭС со стороны ВСУ
Авто
Средневзвешенная цена нового автомобиля в России выросла на 23%
Мир
Анкара заявила о подготовке к новой архитектуре безопасности в Европе
Туризм
Финляндия захотела ограничить транзитный туризм для россиян

«Роскосмос» переходит на цифровое проектирование

Двигателестроительное НПО «Энергомаш» полностью откажется от бумажных чертежей при проектировании двигателя РД-171МВ для ракеты «Союз-5»
0
Фото: Getty Images/Monty Rakusen
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Лучший в мире разработчик жидкостных ракетных двигателей — НПО «Энергомаш» впервые в своей истории спроектирует двигатель полностью в цифровом виде. По заданию руководства предприятия конструкторы полностью откажутся от кульманов и бумажных чертежей. Цифровым станет «движок» для новой отечественной ракеты-носителя среднего класса «Союз-5». Основой для него послужит двигатель первой ступени ракет-носителей «Зенит», на смену которым разрабатывается «Союз-5». Эксперты считают переход к цифровому проектированию важным, хотя и запоздалым шагом.

Цифровое проектирование двигателя будет вестись в соответствии с концепцией, утвержденной руководством НПО «Энергомаш» и одобренной головным научным институтом ракетно-космической промышленности ЦНИИмашем и госкорпорацией «Роскосмос». Концепция предполагает внедрение на предприятии и в целом в холдинге ракетного двигателестроения системы цифрового проектирования (PLM-система, product lifecycle management — прикладное программное обеспечение для управления жизненным циклом продукции).

— В рамках цифрового проектирования на предприятии и в целом в интегрированной двигателестроительной структуре будет осуществлен полный переход от бумажной документации на электронную версию, в том числе предполагается, что подлинник конструкторской документации на новый двигатель РД-171МВ будет цифровым, — рассказал «Известиям» генеральный директор предприятия НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.

Решение о создании и внедрении на предприятиях холдинга ракетного двигателестроения системы управления жизненным циклом изделий на базе технологий цифрового проектирования было принято в начале 2017 года. В связи с этим всю документацию при разработке новой ракетно-космической техники будут готовить в цифровом виде. Предполагается, что цифровые технологии повысят конкурентоспособность разрабатываемых двигателей за счет снижения сроков и себестоимости их создания. Кроме того, цифровое моделирование процессов должно сократить количество натурных испытаний двигателей.

Помимо разработки в «цифре» новых изделий, НПО «Энергомаш» переводит в электронный вид накопившиеся на предприятии архивы.

Заместитель генерального директора по развитию информационных технологий НПО «Энергомаш» Денис Савенков пояснил, что для подготовки конструкторской и технологической документации нового двигателя будут использованы программные продукты компании Siemens — NX и Teamcenter. Их программное обеспечение было закуплено предприятием в этом году.

— В настоящее время на двигателестроительных предприятиях холдинга реализуется проект по внедрению данных программных продуктов и создание цифрового 3D-подлинника двигателя РД-171МВ является неотъемлемой целью успешного внедрения PLM-системы, — рассказал Денис Савенков.

По его словам, переход от кульманов к проектированию на компьютерах начался на предприятии в 1990-е годы, однако касалось это плоского 2D-проектирования и лишь отдельных деталей в 3D. К тому же чертеж потом распечатывался и проходил процедуру согласований с подписанием бумажного подлинника. Сейчас же предполагается комплексное создание 3D-модели двигателя с передачей заказчику подлинника конструкторской документации на двигатель в виде цифровой трехмерной модели.

Генеральный директор российской частной космической компании «КосмоКурс», занимающейся разработкой многоразового суборбитального космического комплекса для туристических полетов, Павел Пушкин рассказал «Известиям», что переход на цифровое проектирование — это современно, но от бумажных носителей отказываться рано.

— Мы тоже всё делаем в «цифре». Понятно, что сейчас все документы создаются на компьютере в цифровом виде, но для удобства иногда лучше распечатать документ в большом формате, положить его на стол, чтобы обсудить совместно большой группой специалистов. Мне кажется больший эффект дает качественная разработка в голове конструктора и соблюдение тех норм и правил, которые предписываются при проектировании ракетно-космической техники, а не само по себе использование цифрового моделирования и документов, — сказал Павел Пушкин.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает переход к цифровому проектированию большим достижением для российской космической отрасли.

— Цифровое проектирование — это очень мощный инструмент и гигантский шаг вперед по сравнению с традиционным проектированием. Можно проводить испытания в «цифре» на уровне проектирования, а не после создания двигателя в «железе». Ракета-носитель «Ангара» в свое время была спроектирована в обычных бумажных чертежах, а когда пришло время передавать конструкторскую документацию на завод возникла необходимость переводить все чертежи в цифровой вид, а это — не просто отсканировать бумажный документ, это очень кропотливая и затратная работа. Я бы назвал переход к цифровому проектированию запоздалым, нужно было делать этот шаг гораздо раньше, — рассказал Иван Моисеев.

Согласно графику разработки двигателя РД-171МВ, конструкторская документация по нему будет подготовлена в I квартале 2018 года. Первый двигатель РД-171МВ для ракеты «Союз-5» планируется передать заказчику в 2021 году. Первый пуск ракеты с космодрома Байконур планируется на середину 2022 года.

Читайте также
Реклама
Прямой эфир