Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Роскосмос» переходит на цифровое проектирование

Двигателестроительное НПО «Энергомаш» полностью откажется от бумажных чертежей при проектировании двигателя РД-171МВ для ракеты «Союз-5»
0
Фото: Getty Images/Monty Rakusen
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Лучший в мире разработчик жидкостных ракетных двигателей — НПО «Энергомаш» впервые в своей истории спроектирует двигатель полностью в цифровом виде. По заданию руководства предприятия конструкторы полностью откажутся от кульманов и бумажных чертежей. Цифровым станет «движок» для новой отечественной ракеты-носителя среднего класса «Союз-5». Основой для него послужит двигатель первой ступени ракет-носителей «Зенит», на смену которым разрабатывается «Союз-5». Эксперты считают переход к цифровому проектированию важным, хотя и запоздалым шагом.

Цифровое проектирование двигателя будет вестись в соответствии с концепцией, утвержденной руководством НПО «Энергомаш» и одобренной головным научным институтом ракетно-космической промышленности ЦНИИмашем и госкорпорацией «Роскосмос». Концепция предполагает внедрение на предприятии и в целом в холдинге ракетного двигателестроения системы цифрового проектирования (PLM-система, product lifecycle management — прикладное программное обеспечение для управления жизненным циклом продукции).

— В рамках цифрового проектирования на предприятии и в целом в интегрированной двигателестроительной структуре будет осуществлен полный переход от бумажной документации на электронную версию, в том числе предполагается, что подлинник конструкторской документации на новый двигатель РД-171МВ будет цифровым, — рассказал «Известиям» генеральный директор предприятия НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.

Решение о создании и внедрении на предприятиях холдинга ракетного двигателестроения системы управления жизненным циклом изделий на базе технологий цифрового проектирования было принято в начале 2017 года. В связи с этим всю документацию при разработке новой ракетно-космической техники будут готовить в цифровом виде. Предполагается, что цифровые технологии повысят конкурентоспособность разрабатываемых двигателей за счет снижения сроков и себестоимости их создания. Кроме того, цифровое моделирование процессов должно сократить количество натурных испытаний двигателей.

Помимо разработки в «цифре» новых изделий, НПО «Энергомаш» переводит в электронный вид накопившиеся на предприятии архивы.

Заместитель генерального директора по развитию информационных технологий НПО «Энергомаш» Денис Савенков пояснил, что для подготовки конструкторской и технологической документации нового двигателя будут использованы программные продукты компании Siemens — NX и Teamcenter. Их программное обеспечение было закуплено предприятием в этом году.

— В настоящее время на двигателестроительных предприятиях холдинга реализуется проект по внедрению данных программных продуктов и создание цифрового 3D-подлинника двигателя РД-171МВ является неотъемлемой целью успешного внедрения PLM-системы, — рассказал Денис Савенков.

По его словам, переход от кульманов к проектированию на компьютерах начался на предприятии в 1990-е годы, однако касалось это плоского 2D-проектирования и лишь отдельных деталей в 3D. К тому же чертеж потом распечатывался и проходил процедуру согласований с подписанием бумажного подлинника. Сейчас же предполагается комплексное создание 3D-модели двигателя с передачей заказчику подлинника конструкторской документации на двигатель в виде цифровой трехмерной модели.

Генеральный директор российской частной космической компании «КосмоКурс», занимающейся разработкой многоразового суборбитального космического комплекса для туристических полетов, Павел Пушкин рассказал «Известиям», что переход на цифровое проектирование — это современно, но от бумажных носителей отказываться рано.

— Мы тоже всё делаем в «цифре». Понятно, что сейчас все документы создаются на компьютере в цифровом виде, но для удобства иногда лучше распечатать документ в большом формате, положить его на стол, чтобы обсудить совместно большой группой специалистов. Мне кажется больший эффект дает качественная разработка в голове конструктора и соблюдение тех норм и правил, которые предписываются при проектировании ракетно-космической техники, а не само по себе использование цифрового моделирования и документов, — сказал Павел Пушкин.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает переход к цифровому проектированию большим достижением для российской космической отрасли.

— Цифровое проектирование — это очень мощный инструмент и гигантский шаг вперед по сравнению с традиционным проектированием. Можно проводить испытания в «цифре» на уровне проектирования, а не после создания двигателя в «железе». Ракета-носитель «Ангара» в свое время была спроектирована в обычных бумажных чертежах, а когда пришло время передавать конструкторскую документацию на завод возникла необходимость переводить все чертежи в цифровой вид, а это — не просто отсканировать бумажный документ, это очень кропотливая и затратная работа. Я бы назвал переход к цифровому проектированию запоздалым, нужно было делать этот шаг гораздо раньше, — рассказал Иван Моисеев.

Согласно графику разработки двигателя РД-171МВ, конструкторская документация по нему будет подготовлена в I квартале 2018 года. Первый двигатель РД-171МВ для ракеты «Союз-5» планируется передать заказчику в 2021 году. Первый пуск ракеты с космодрома Байконур планируется на середину 2022 года.

Прямой эфир