Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

Предстоящий избирательный цикл — первые выборы для «поколения Путина» — молодых людей, родившихся на рубеже 2000-х и повзрослевших в период его президентства.

Это первое «цифровое поколение». Так называемые digital natives (англ. — цифровые аборигены) в отличие от своих родителей — «цифровых иммигрантов» — не покоряли цифровую среду. Они в ней родились. Текстовой информации предпочитают визуальную, проверяют учителей в Google, новости о стране и мире получают из «ВКонтакте» и формируют мнение под влиянием популярных блогеров.

Сами они далеко не всегда могут ответить на вопрос, чего точно хотят от жизни, чаще всего отделываясь абстрактной «самореализацией». Зато точно знают, чего не хотят: работы с 10 до 7, средней зарплаты и рутинных задач «офисного планктона». Уже буквально завтра с этими ребятами столкнутся работодатели и чиновники всех уровней. И им придется не только потесниться, но и находить общий язык.

Чего ждать от поколения Z, наступающего на пятки нынешним 30-летним, как от электората? Пока они относятся к выборам в России весьма скептически. Подозревают власть в фальсификациях, в том числе с явкой. Шутки о 146% до сих пор находят отклик в их среде. Причина скепсиса — та же, что и у взрослых: они не верят, что выборы могут что-то изменить.

Кстати, аналогичное отношение у них и к другому виду политической активности — акциям протеста. По результатам наших опросов, 72% молодых людей уверены, что демонстрациями и митингами эффективно повлиять на политику нельзя. Это бессмысленное занятие, которое не принесет никаких видимых результатов, но вполне может ухудшить ситуацию, уверены они. При этом покритиковать власть и несправедливые политические институты молодежь любит. Правда, нередко выясняется, что знает она о них немного.

В сентябре 2016 года, буквально за неделю до выборов в Государственную думу седьмого созыва, мы провели исследование среди студентов московских топовых вузов. Половина не имела представления, кого и куда выбирают, а также — чем эти люди там будут заниматься. Уверена, про прошедшие в Москве муниципальные выборы они знали еще меньше.

В этой ситуации прогнозировать, как проголосует молодежь на ближайших президентских выборах, довольно сложно. Для начала надо придумать, как это поколение на избирательные участки привести. В 2017 году мы опросили 6050 российских студентов и параллельно провели 53 фокус-группы с учащимися вузов. На вопрос «За кого бы вы проголосовали на выборах президента России, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье?» почти половина респондентов отвечает, что за действующего президента (47%). Второй и третий по популярности ответы — «затрудняюсь» и «не пошел бы на выборы» (15 и 12% соответственно).

Словом, говоря о выборах, митингах и любом другом виде политической и гражданской активности, мы сталкиваемся с уже классической проблемой аполитичности молодых людей. И помимо этой уже много лет фиксируемой социологами общей особенности молодежи, мы должны понимать, что вытащить «поколение Путина» из «политической ракушки» будет еще сложнее, чем их предшественников. Причина ­­— всё те же другие каналы и паттерны потребления информации.

Поэтому, если мы хотим, чтобы эта молодежь стала политически активной и понимала, что будущее страны зависит в том числе и от нее, «взрослым» придется прийти на площадки, где она обитает и говорить на ее языке. Преодолевая характерный снобизм и помня при этом, насколько легко молодежь чувствует неискренность и фальшь. Это касается и ключевых политических лидеров, начинающих предвыборную гонку. Хочешь получить избирателя? Выучи его язык.

Автор — заведующая лабо­раторией политических исследований НИУ ВШЭ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир