Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Норвегия передала Украине $13 млн на обслуживание танков Leopard
Мир
В США впервые в 2024 году обанкротился банк
Мир
Поезд сошел с рельсов у границы американских штатов Аризона и Нью-Мексико
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Мир
Рогов назвал причины отвода ВСУ танков Abrams из зоны боевых действий
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Недвижимость
В России стали чаще строить антивандальные дома
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Армия
Снайперы ВДВ спасли из-под обстрела ВСУ семью беженцев из Часова Яра
Экономика
ФАС предостерегла производителей стройматериалов от повышения цен
Армия
До конца года судно «Николай Камов» войдет в состав ВМФ РФ
Мир
Хуситы пригрозили Западу и Израилю в случае штурма Рафаха
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Общество
Клиенты криптобиржи Beribit осадили офис компании в «Москва-Сити»
Мир
Франция не позвала РФ на мероприятия по случаю окончания Второй мировой войны

Цифровые. Аполитичные. Свои

Политолог Валерия Касамара — о настроениях и политических ожиданиях поколения миллениалов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Предстоящий избирательный цикл — первые выборы для «поколения Путина» — молодых людей, родившихся на рубеже 2000-х и повзрослевших в период его президентства.

Это первое «цифровое поколение». Так называемые digital natives (англ. — цифровые аборигены) в отличие от своих родителей — «цифровых иммигрантов» — не покоряли цифровую среду. Они в ней родились. Текстовой информации предпочитают визуальную, проверяют учителей в Google, новости о стране и мире получают из «ВКонтакте» и формируют мнение под влиянием популярных блогеров.

Сами они далеко не всегда могут ответить на вопрос, чего точно хотят от жизни, чаще всего отделываясь абстрактной «самореализацией». Зато точно знают, чего не хотят: работы с 10 до 7, средней зарплаты и рутинных задач «офисного планктона». Уже буквально завтра с этими ребятами столкнутся работодатели и чиновники всех уровней. И им придется не только потесниться, но и находить общий язык.

Чего ждать от поколения Z, наступающего на пятки нынешним 30-летним, как от электората? Пока они относятся к выборам в России весьма скептически. Подозревают власть в фальсификациях, в том числе с явкой. Шутки о 146% до сих пор находят отклик в их среде. Причина скепсиса — та же, что и у взрослых: они не верят, что выборы могут что-то изменить.

Кстати, аналогичное отношение у них и к другому виду политической активности — акциям протеста. По результатам наших опросов, 72% молодых людей уверены, что демонстрациями и митингами эффективно повлиять на политику нельзя. Это бессмысленное занятие, которое не принесет никаких видимых результатов, но вполне может ухудшить ситуацию, уверены они. При этом покритиковать власть и несправедливые политические институты молодежь любит. Правда, нередко выясняется, что знает она о них немного.

В сентябре 2016 года, буквально за неделю до выборов в Государственную думу седьмого созыва, мы провели исследование среди студентов московских топовых вузов. Половина не имела представления, кого и куда выбирают, а также — чем эти люди там будут заниматься. Уверена, про прошедшие в Москве муниципальные выборы они знали еще меньше.

В этой ситуации прогнозировать, как проголосует молодежь на ближайших президентских выборах, довольно сложно. Для начала надо придумать, как это поколение на избирательные участки привести. В 2017 году мы опросили 6050 российских студентов и параллельно провели 53 фокус-группы с учащимися вузов. На вопрос «За кого бы вы проголосовали на выборах президента России, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье?» почти половина респондентов отвечает, что за действующего президента (47%). Второй и третий по популярности ответы — «затрудняюсь» и «не пошел бы на выборы» (15 и 12% соответственно).

Словом, говоря о выборах, митингах и любом другом виде политической и гражданской активности, мы сталкиваемся с уже классической проблемой аполитичности молодых людей. И помимо этой уже много лет фиксируемой социологами общей особенности молодежи, мы должны понимать, что вытащить «поколение Путина» из «политической ракушки» будет еще сложнее, чем их предшественников. Причина ­­— всё те же другие каналы и паттерны потребления информации.

Поэтому, если мы хотим, чтобы эта молодежь стала политически активной и понимала, что будущее страны зависит в том числе и от нее, «взрослым» придется прийти на площадки, где она обитает и говорить на ее языке. Преодолевая характерный снобизм и помня при этом, насколько легко молодежь чувствует неискренность и фальшь. Это касается и ключевых политических лидеров, начинающих предвыборную гонку. Хочешь получить избирателя? Выучи его язык.

Автор — заведующая лабо­раторией политических исследований НИУ ВШЭ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир