Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

В этом году после долгого перерыва в российских школах вновь ввели курс астрономии. Раз в неделю учитель физики будет рассказывать ученикам выпускного класса о внесолнечных планетных системах, черных дырах, космологических теориях. За время отсутствия астрономии в расписании российского школьника — а это почти десять лет — в науке о космосе многое изменилось. Сделаны фундаментальные открытия, получили убедительное подтверждение гипотезы, ранее казавшиеся умозрительными. В программу школьного курса входили и основы космонавтики, в которой также произошли и происходят фундаментальные сдвиги. Чему должен учить школьный курс астрономии сегодня? Помогут ли 35 часов в выпускном классе открыть стране новых ученых и инженеров, астрономов и космонавтов?

В 2011 году ВЦИОМ составил рейтинг научных заблуждений россиян, по результатам которого 32% опрошенных согласились с утверждением, что Солнце вращается вокруг нашей планеты. Не надо думать, что подобная безграмотность является исключительно российским явлением. Около десяти лет назад университеты Лиги Плюща (это восемь старейших и наиболее престижных университетов США) проводили исследование среди своих студентов. Оказалось, что около 60% опрошенных считают, что сезоны сменяются по причине удаления и приближения Земли к Солнцу. Это были студенты-гуманитарии, впоследствии вошедшие в элиту американского общества и наделенные своей страной полномочиями принимать решения, влияющие на судьбы всего мира.

Решение руководства Министерства образования и науки вернуть астрономию в школы можно только приветствовать. Мы живем в мире, который быстро меняется, и нужно признать: интерес к астрономии и физике в целом среди абитуриентов падает на фоне растущего интереса к математике и информатике. Сегодня дети, даже наиболее мотивированные и способные к точным наукам, не находятся в постоянном контакте с физическими явлениями, как это было в школьном детстве старшего поколения.

А ведь эти дисциплины очень важны не только как профессиональный инструментарий ученого или инженера. Это еще и очень важный набор навыков организации ума, дисциплина мышления, возможность аналитически и критически мыслить. И их не может заменить математика, которая является строгой дисциплиной.

Как и весь естественнонаучный цикл средней школы, уроки астрономии в первую очередь нацелены на самые широкие слои населения. Для современного человека, где бы он ни жил и чем бы ни занимался, астрономия — не столько наука, сколько мировоззрение. Человек не может осознавать себя цельно, если он не понимает своего места в окружающем мире. Если общество не обеспечивает юное поколение системной научной информацией, оно легко становится жертвой невежественных, зачастую оккультных представлений. 

Как уместить бурно развивающиеся знания о Вселенной в скромные 35 часов школьного курса? Осилит ли их современный школьник, и без того тонущий в потоке информации? Конечно, содержание курса должно меняться в соответствии с требованиями времени, и, возможно, какие-то разделы не следует изучать столь подробно, как раньше. До революции в курс космографии, как тогда называлась астрономия, входил довольно сложный раздел сферической астрономии, изучающей методы определения положения объектов на небесной сфере.

Там была довольно сложная тригонометрия, и я не уверен, что современный средний школьник легко осилил бы этот курс. Такое современным детям вряд ли понадобится, тем более что программы, реализующие все эти расчеты, несложно найти в интернете. Но дать основные геометрические представления о том, как расположены тела в Солнечной системе, как устроена Галактика и Вселенная в целом, безусловно, нужно. Также дать представление о том, что Солнечная система — не единственная во Вселенной. Следует рассказать о ближайших к нам планетах, которые очень похожи на Землю, чтобы на их примере объяснить хрупкость и неустойчивость нашей климатической системы. Поговорить о рождении Вселенной, Большом взрыве, о том, что такое темная материя и темная энергия — это всё очень яркие образы, которые подростки, безусловно, оценят и запомнят.

Скорее всего, этот курс не должен быть направлен на школьников, решивших сделать исследование космоса своей профессией. Всё то время, что в школах не было астрономии, мы отсекали ту часть детей, которая даже не интересовалась предметом. Для страны, сделавшей первый шаг в космос и бывшей когда-то примером всему миру в физико-математическом образовании, упускать новое поколение было бы по меньшей мере безответственно.

Школьная педагогика — сфера очень тонкая, и мне сложно давать рекомендации учителям, как проводить первые уроки астрономии. Но я могу представить, как это сделал бы мой дед, учитель физики из курской деревни Поповкино, ушедший добровольцем на фронт и после войны возглавивший райотдел народного образования. Наверное, он дождался бы ясной южнорусской ночи, вышел бы с учениками на свежеубранное подсолнуховое поле и показал бы им ту невероятную красоту, которая дарована человечеству, попытался бы передать тот восторг и восхищение, которое руководило астрономами, философами и инженерами с глубокой древности и до наших дней. Думаю, в этом и состоит главная задача предмета — зародить интерес к познанию Вселенной.

Автор — директор Физтех-школы аэрокосмических технологий МФТИ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир