Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Общество
В ООН отреагировали на гибель военкора «Известий» Семена Еремина
Мир
CENTCOM заявил о непричастности США к взрывам на военной базе в Ираке
Общество
Инженеры Ясненского ракетного соединения возводят водоотводные каналы в Оренбуржье
Туризм
Церемония награждения Russian Hospitality Awards состоялась в Сочи
Общество
Адвокат Блиновской сообщила о ходатайстве СК продлить ей арест
Мир
Bloomberg рассказало о просьбе Израиля к США о дополнительной помощи
Мир
КНДР провела тестовый запуск новой зенитной ракеты
Общество
В Тюменской области уровень реки Ишим достиг критериев «опасного явления»
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
Синоптики предупредили москвичей о порывах ветра и небольших осадках 20 апреля
Происшествия
В районе Курил были зарегистрированы два землетрясения магнитудой 4,7
Мир
Президент Эквадора Нобоа ввел в стране режим ЧС из-за энергетического кризиса
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Армия
Экипаж САУ 2С9 «Нона-С» уничтожил наблюдательный пункт ВСУ на правом берегу Днепра
Происшествия
Губернатор Смоленской области сообщил о пожаре на ТЭК после атаки беспилотника

Это очень столичное

Действительно ли Москве больше 870 лет
0
Фото: РИА Новости/Максим Блинов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Каждый год в сентябре Москва отмечает День города. Портал iz.ru решил вспомнить обстоятельства этого самого «рождения» и обнаружил, что в относительно недавней традиции празднования этого удивительного события возникает множество парадоксальных нестыковок.

Для любого человека день рождения — это событие особенное, независимо от возраста возвращающее нас в детство. С городами сложнее. Точный день рождения, а порой год и даже век известен далеко не для всех городов мира. Некоторые, вроде Аргоса, Дамаска или Микен, настолько великовозрастны, что их основание уходит в глубочайшую дописьменую древность, жители других просто не заморачиваются подобными вопросами. Но некоторые города дату своего основания помнят и чтут, хотя празднуют далеко не все. Зато у нас в России почти каждый уездный городок норовит устроить чествование себя любимого за государственный счет, а уж столице сам бог велел ежегодно потрясать публику купеческой широтой народных гуляний.

Больше всего это напоминает эпизод и фильма «Москва слезам не верит», когда главный герой приглашает новых знакомых к себе на день рождения, а потом выясняется, что родился он совсем в другое время года. Зато в процессе празднования гости его лучше узнали. С днем рождения Москвы ситуация примерно такая же, разве что целеполагание у устроителей «юбилея» несколько иное. Впрочем, давайте попробуем разобраться во всем по порядку.

Москова

Во-первых, откуда взялась изначальная отметка «1147 год», воспринимаемая как точка отсчета городской биографии. Действительно, именно в этом году (6655 году по старому летоисчислению «от сотворения мира») состоялась встреча Ростово-Суздальского князя Юрия Долгорукого с Новгород-Северским князем Святославом Ольговичем, которая описана в Ипатьевской летописи: «И шед Святослав, и взя люди голядь верх Поротве. И тако ополонишася дружина Святославля, и прислав Гюргии (Юрий) рече: приди ко мне брате в Москов».

Из этого текста ясно, что встреча состоялась в месте, именуемом «Москова», но нет никаких указаний, что это такое: городок, село или определенное место (поляна, холм) на одноименной реке. Далее следует краткое описание, что «был обед силен», и, собственно, все. Возникает вопрос, какое отношение эта дата имеет к основанию города? Ответ закономерен — никакого! Город уже мог к этому времени стоять или его могло не быть вовсе — летопись об этом не сообщает. Добавим, что в мире существует традиция, когда первое упоминание города воспринимается как некая точка отсчета, но всё же не как день рождения.

Тем более что в летописном своде есть и еще одно упоминание Москвы, причем уже с более конкретным указанием на нее как на поселение. Речь идет о так называемой Тверской летописи, которая  сообщает, что в 1156 году князь Юрий Долгорукий заложил град Москов «устьниже Неглинны, выше реки Аузы». Так может, именно эту дату логичнее считать отправной точкой?

Оказывается, и здесь не всё так очевидно. Во-первых, довольно поздняя Тверская летопись не всеми специалистами воспринимается как достоверный источник. Во-вторых, в тексте есть противоречие, поскольку с марта 1155 года князь Юрий захватил Киев и до самой своей смерти правил в «матери городов русских». Трудно предположить, что престарелому великому князю (ему было уже за 60, и через два года он почил) вздумалось ехать в далекие вятичские земли, чтобы основывать там небольшой укрепленный городок. Вариантов здесь два: или ошибка в дате, то есть город был основан несколькими годами ранее (наиболее приемлемый вариант — 1153 год), или это деяние не Юрия, а его сына Андрея, прозванного Боголюбским, правившего в это время в близлежащем Суздале. Мнения ученых делятся примерно поровну.

Здесь нельзя не вспомнить, что князь Юрий действительно прославился как строитель многих городов. В бытность Ростово-Суздальским князем он заложил Кснятин, Переславль-Залесский, Кострому, Городец, Стародуб, Звенигород, Перемышль, Дубну и Дмитров. Эти города очертили границы его владений, стали опорными укрепленными пунктами в борьбе с северными соседями — новгородцами. Основание Москвы вполне вписывается в эту концепцию, но лишь если это произошло, пока Юрий правил в Суздале. Уехав в Киев, князь потерял интерес к делам на дальнем северо-востоке.

Москва не сразу строилась

Если не хватает письменных источников, возможно, на помощь придут археологические данные? Тем более что в последние десятилетия были произведены масштабные раскопки, давшие огромный объем материала. Увы, данных, однозначно проясняющих дату основания Москвы, пока не найдено. Но в том, что поселение довольно внушительных размеров существовало здесь задолго до середины XII века, ученые уже не сомневаются. Еще академик М.Н. Тихомиров в своем труде «Древняя Москва» ссылался на факт находки в 1930-х годах в котловане строившегося тогда Дворца Советов арабских монет чеканки 862 и 866 годов. Рядом были обнаружены и остатки очень древних срубов, но толком исследовать их ученым не удалось. Находка монетного клада может свидетельствовать о том, что существовавшее здесь поселение участвовало в транзитной торговле, а это подразумевает его относительно высокий статус. Кстати, последние археологические данные тоже свидетельствуют о гораздо более раннем возникновении Москвы как крупного поселения, вопрос лишь, было это укрепленное поселение (городище) или не укрепленное (селище). Сам же факт существования одного или нескольких значимых поселений значительно ранее XII века сомнению уже не подлежит, и, кстати, об этом уже открыто говорят те, кто официально отвечает за историю Москвы, — главный археолог города  Леонид Кондрашов и руководитель департамента культуры Александр Кибовский.

Вспомним и миф (или не миф?) о некоем боярине Стефане (Степане) Кучке, которому принадлежали эти места, пока князь Юрий его не порешил и земли не отобрал. Дело это темное, а источники весьма путаные и противоречивые. Кстати, в основном очень поздние: XVII–XVIII веков. Со временем эта история приобрела скорее легендарное, нежели реальное толкование, хотя сам факт принадлежности земель некоему вятичскому старейшине или князю по имени (прозвищу) Кучка большинство историков не отрицает. Это может быть интересно, поскольку подтверждает, что поселение существовало задолго до князя Юрия.

Подведем промежуточный итог. Год основания Москвы загадочен, но это точно не 1147. К этому сроку относится первое упоминание слова «Москва», но не факт, что это топоним (название места), а не гидроним (название реки). Участие князя Юрия в основании Москвы тоже под большим вопросом, ну а то, что он города никогда не видел и личного участия в его закладке не принимал, можно утверждать почти наверняка. Теперь о более конкретной дате «дня рождения». В уже упоминавшейся Ипатьевской летописи есть четкое указание, что княжеское застолье состоялось в пятницу — канун дня Похвалы Пресвятой Богородицы. Карамзин в своем капитальном труде по истории Государства российского отнес этот день на 28 марта 1147 года, однако в 1846 году молодой служащий Оружейной палаты Кремля, а в будущем знаменитый москвовед Иван Забелин пересчитал все пятницы XII века и перенес «обед силен» на 4 апреля. Эта дата современными историками подтверждается. Тогда почему отмечаем в сентябре?

Где создается история

Чтобы разобраться, нужно вспомнить, когда вообще стали  праздновать день рождения Москвы. Оказывается, идея отметить юбилей впервые родилась перед 1847 годом, а продвигали ее генерал-губернатор Москвы Алексей Щербатов, митрополит московский Филарет и писатель Константин Аксаков. Отмечать собирались весной на рубеже марта-апреля, даже план мероприятий торжественных подготовили. Говорят, только немного переборщили с восхвалением Первопрестольной, чем сильно задели столичный истеблишмент. В итоге император Николай I со свойственным ему своеобразным юмором указом от 31 декабря 1846 года повелел праздновать день Москвы…на следующий день, 1 января 1847 года. Естественно, грандиозного праздника не получилось — в церквях прошли торжественные молебны, тем и ограничились.

В следующий раз о дне рождения города вспомнили ровно через сто лет, в 1947 году, и, естественно, тоже по политическим мотивам. Страна отходила от войны, ей нужны были новые традиции и праздники, вот Сталин и повелел отмечать юбилей столицы. Даже медаль юбилейную выпустили. Тогда же вспомнили о фигуре князя Юрия Долгорукова и нарекли его основателем Москвы, заодно памятник поставили. Спорить с этим довольно сомнительным в принципе утверждением никто из историков по понятным причинам не решился. Кстати, именно Сталин повелел отмечать день рождения города в сентябре — и опять же сомнений в логичности этого выбора никто выразить не посмел.

Но это тоже была разовая акция, и на следующие 40 лет о днях рождения города забыли. Третий раз вспомнил об этом Борис Ельцин в бытность его первым секретарем Московского горкома КПСС, и с 1987 года День города (всё же не день рождения!) постановили отмечать регулярно. Борис Николаевич тогда очень старался заручиться поддержкой москвичей, даже в троллейбусе иногда ездил. Впрочем, продолжалось это не долго — вскоре СССР, а вместе с ним и КПСС благополучно канули в Лету.

Прошло еще десять лет, и уже Юрий Лужков решил грандиозно отметить 850-летие Москвы, причем, в продолжение сталинской традиции, праздновать решили в сентябре. Началось всё с оперного концерта на Соборной площади, а завершилось спектаклем-дивертисментом «Москва на все времена», прошедшем в «Лужниках». Денег на празднование потратили безумное количество, зато купеческим размахом потрясли весь мир. Только после этого, то есть всего 20 лет назад, празднество стало ежегодной городской традицией и отменялось лишь раз — в 2004 году из-за серии терактов. Иногда кто-то осторожно вспоминает, что речь идет об абстрактном Дне города (это можно праздновать в любое время!), но всё же чаще пренебрегают истиной и говорят о дне рождения Москвы. Особенно сейчас, в год очередного условного юбилея.

В этом году торжество пройдет под лозунгом «Москва — город, где создается история». И если вспомнить реальные события, связанные с основанием нашего города, и то, как это подается сейчас, то спорить с этим слоганом действительно не приходится.

Прямой эфир