Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Пыль преткновения

0
ТАСС/Артем Геодакян
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В середине июня в ходе «Прямой линии» с президентом страны юноша Андрей из Находки задал вопрос, который уже несколько лет беспокоит без преувеличения всех жителей этого города. Он попросил избавить город от пыли. Опасной угольной пыли, которая образуется при перегрузке угля в порту и накрывает весь город. Мировые цены на уголь продолжают расти, «Российские железные дороги» и стивидоры в портах наращивают мощности по его отгрузке в страны Юго-Восточной Азии, а вот модернизация оборудования для перегрузки топлива пока не стоит в числе приоритетных задач большинства портовых компаний.

Уголь сейчас — главный экспортный товар для российских дальневосточных портов и железной дороги. Топливо растет в цене на мировом рынке, и аналитики прогнозируют сохранение устойчивого спроса. Так, только в первом квартале этого года Китай увеличил импорт каменного угля на 27,3%, до 45,7 млн т. Российского угля в этом объеме всего 5,9 млн. т, но это рекорд для наших экспортеров — за квартал они увеличили поставки на 42,3%.

Китай — не единственная страна, где растут поставки российского угля. Импорт вырос в Турцию (в четыре раза), Великобританию (+20%), Польшу (в 2,4 раза) и Индию (почти в три раза).

Большая часть угля добывается в Кузбассе и отгружается через дальневосточные порты. В мае корпоративное издание РЖД со ссылкой на начальника Дальневосточной железной дороги Николая Маклыгина сообщало, что к 2020 году объем грузовых перевозок по железной дороге в направлении Дальнего Востока достигнет 320 млн т, включая 260 млн т в адрес портов и пограничных переходов.

Уже по состоянию на конец прошлого года Россия стала третьей страной в мире после Индонезии и Австралии по экспорту этого топлива. А с развитием портовых мощностей вполне может переместиться и на второе место.

Находка — крупный портовый город. Собственно, вся береговая линия — это сплошные причалы. Технология работы порта по перевалке угля называется открытой: уголь из вагонов грейферными ковшами выгружают в штабель. Оттуда по мере накопления судовой партии груза теми же ковшами пересыпают уголь непосредственно на причал, а затем — в трюмы судна-балкера. И таких перевалок, из штабеля в штабель, потом на судно, может быть несколько. В порту для этого задействовано до 30 портальных кранов. Из грейфера сыпется черная пыль, которую сразу разносит ветер. В этой черной буре люди в нескольких шагах не видят друг друга.

Угольная пыль небезопасна, медицинских проблем у жителей города хватает. Это с одной стороны. С другой — город существует фактически только за счет экспорта угля. За год в Находке переваливают 11 млн т угля. Население города — 157 тыс. человек. Из них в сфере угольной перевалки и связанной с ней деятельности — таможенное и портовое оформление, пог­раничный контроль, услуги лоцманов, буксировки, докеров, экспедиторские и агентские компании — в общей сложности занято больше 50 тыс. жителей. Компании, так или иначе связанные с перевалкой угля, дают 95% налоговых отчислений в бюджет городского округа. Из этих денег формируются все социальные программы города, в том числе и для тех, кто протестует против открытой перевалки. С 2016 года Росприроднадзором получено более 80 жалоб граждан и общественных организаций на угольную пыль.

Конечно, жители жалуются не на развитие экспортного потенциала угледобывающей отрасли. Они недовольны использованием открытой перевалки угля. Тем более что уже существуют технологии, позволяющие существенно снизить вред, наносимый окружающей среде.

В первую очередь это система орошения перегружаемого угля: водяная пыль из пульверизаторов застывает на поверхности штабелей коркой, предотвращая выветривание пыли. Еще одно приспособление — вагоноопрокидыватели. Это огромное сооружение с глубиной подземной части более 15 м. Система сухого тумана подает мелкодисперсную водяную пыль и обволакивает уголь в момент выгрузки, которой помогает нижняя система дополнительного орошения. Пылеулавливающие вентиляторы высасывают воздух из помещений и фильтруют его.

Но техническое перевооружение требует серьезных инвестиций, и, чтобы стимулировать угольщиков вкладывать в него деньги, власти всерьез озаботились изменением нормативной базы, регулирующей правила перегрузки угля.

Подготовленный рядом депутатов законопроект предполагает запрет открытой перевалки угля в портах, расположенных в границах населенных пунктов уже с 1 ноября, если владельцы терминалов не примут меры, обеспечивающие выбросы угольный пыли в пределах допустимых норм. Терминалов, попадающих под действие закона (если он будет принят), немного — в частности, они есть в порту Находка Приморского края и в Ванино Хабаровского края. Основной смысл законодательной инициативы — не остановить бизнес-процессы, а обеспечить защиту жизни и здоровья жителей через разумные решения, которые прекратят бесконтрольные выбросы угольной пыли в атмосферу.

Прямой эфир

Загрузка...