Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Во время приемной кампании этого года министр образования и науки Ольга Васильева подняла вопрос о числе ребят, которые поступают в вузы по олимпиадам. С каждым годом таких абитуриентов всё больше и поступить по ЕГЭ, даже с высокими баллами, становится всё сложнее. Результат — заметно выросший средний балл зачисленных.

МФТИ регулярно показывает высокий средний балл ЕГЭ среди зачисленных на первый курс студентов. Этот показатель год от года растет. Нынешний год — не исключение: 94,1 балла по сравнению с 93,8 балла в 2016-м. В этом году в МФТИ на 860 бюджетных мест претендовало 1024 олимпиадника, которые имели право на поступление без вступительных испытаний или могли засчитать результат своей олимпиады в качестве 100 баллов за профильный ЕГЭ. 20% всех поступивших — олимпиадники, которые были приняты на Физтех без вступительных испытаний. 40% от всех поступивших получили льготу — 100 баллов хотя бы по одному предмету.

Эти цифры могли быть и больше — смотря как считать. Сейчас перечень олимпиад, дающих льготы при поступлении в вузы в 2017/18 учебном году состоит из 88 пунктов. Система устроена таким образом, что за победу или призерство в каждой из этих олимпиад может быть только два варианта льгот — либо поступление без вступительных испытаний, либо 100 баллов по предмету. Если бы Физтех при приеме учитывал все олимпиады из перечня, количество поступивших к нам олимпиадников возросло бы до 80%, а средний балл приблизился бы к максимальным 100 баллам.

Университеты вправе самостоятельно решать, какие олимпиады будут учитываться при зачислении. Мы ограничились небольшим перечнем, какие-то вузы, наоборот, могут учитывать большее количество олимпиад, что приводит к росту среднего балла поступивших.

Еще одним способом решения сложившейся ситуации с поступлением может быть ранжирование олимпиадных льгот. Сейчас, получая бонусные 100 баллов, олимпиадник как бы имеет бонус за творческий подход, однако это несколько искажает ситуацию с приемом. Ведь тот же школьник на ЕГЭ мог бы этих баллов и не набрать. От этого есть страховка — каждый такой ученик должен подтвердить свою олимпиаду, предъявив результат ЕГЭ по этому предмету не менее чем на 75 баллов. Как правило, такое подтверждение всегда работает, количество школьников, которые не смогли набрать необходимое количество баллов, находится в пределах статистической погрешности. И всё же этот «аванс» вносит определенное неравенство в систему приема, ведь одинаковое количество баллов получают и призеры, и победители, но на деле они успешно выполнили разный объем заданий.

Если же такие льготы ранжировать и давать разное количество баллов, это могло бы несколько выправить ситуацию. Например, можно установить определенное количество баллов за олимпиады разного уровня. Или давать разные баллы в зависимости от успешности прохождения олимпиады: победителям – 100 баллов, призерам — меньше. Хотя система такого ранжирования, безусловно, должна быть четко проработана.

Для Физтеха аудитория олимпиадников традиционно очень важна. Это люди, способные нестандартно мыслить, решать задачи, требующие нетривиального подхода. И всё же правильно при приеме, помимо олимпиад, ориентироваться на результаты ЕГЭ. Экзамен дает более точную и менее дискретную оценку. В олимпиадах есть только два варианта —победил или нет, зачет или незачет. А ЕГЭ — это стобалльная шкала с шагом в один балл. Результаты распределяются по этой шкале более диверсифицированно, а значит, показывают более объективные цифры.

В целом же зачислять в вуз только ребят с высокими баллами — не значит повышать качество приема. Учебные группы, собранные из студентов одного — пусть и очень высокого уровня — как правило, менее эффективны. В каждом учебном коллективе должны быть студенты разных уровней — и самые сильные, на которых будут равняться остальные, и олимпиадники, способные к нестандартным решениям, и ребята с хорошо написанным ЕГЭ, обладающие усидчивостью и техничностью в решении заданий, и обязательно несколько человек с более низкими баллами, которые, возможно, не проходят в бюджетный конкурс, но будут тянуться за более сильными одногруппниками. Именно в таких коллективах формируется здоровая атмосфера, мотивирующая к продуктивной деятельности.

Автор — проректор МФТИ по учебной работе и довузовской подготовке, руководитель российской сборной на международной олимпиаде по физике 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир