Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ РФ направили обращения гендиректору ЮНЕСКО о замалчивании преступлений Киева
Экономика
ЦБ 28 ноября обсудит символы для оборотной стороны банкноты в 1 тыс. рублей
Экономика
Госдума утвердила федеральный бюджет на 2025-2027 годы
Общество
Задержан еще один фигурант дела о мошенничестве с квартирой Долиной
Общество
Зульфию Кахруманову назначили заместителем председателя ЦБ РФ
Мир
В Дубае представили крупнейший в мире золотой слиток весом более 300 кг
Наука и техника
Алиханов сообщил о планах провести полеты импортозамещенного МС-21 весной
Мир
В МИД России обвинили США в нежелании остановить кровопролитие в Газе
Армия
ВС РФ боеприпасом «Ланцет» уничтожили украинскую САУ в курском приграничье
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
Адвокат Блиновской заявила, что бухгалтер блогера пытается уйти от ответственности
Мир
Офис Нетаньяху обвинил МУС в изоляции Израиля и «содействии терактам»
Наука и техника
Ракета «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-29» стартовала с Байконура
Мир
В штабе Трампа пообещали проводить изменения с невиданной скоростью
Политика
Матвиенко переизбрали председателем Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ
Общество
Суд продлил арест еще двум фигурантам дела о теракте в «Крокусе»
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил о сбитой ракете «Нептун» ВСУ
Общество
Химик посоветовал не хранить лекарства в ванной и на кухне

Бюджетное правило сдерживает рост ВВП

При перечислении всех нефтегазовых доходов в бюджет экономика росла бы быстрее на 0,3 п.п., а курс рубля был бы крепче на 4,5%
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Без бюджетного правила при каждом удорожании нефти на дополнительные $5 за баррель экономика бы прибавляла в росте по 0,5 процентного пунктов (п.п.), инфляция бы сокращалась на 0,5 п.п., а курс рубля был бы крепче на 5–7%. Об этом говорится в материалах Минэкономразвития к новому макропрогнозу до 2020 года, с которыми ознакомились «Известия». Бюджетное правило с ценой отсечения в размере $40 за баррель направлено на последовательное сокращение дефицита бюджета и наполнение резервов на случай нового кризиса. Эксперты согласны с необходимостью копить на черный день.

Бюджетное правило было введено в России в 2013 году. Оно предполагало, что все нефтегазовые доходы бюджета сверх $90 за баррель будут идти в Резервный фонд (РЗФ) для накопления. Как только объем РЗФ достигал установленного на год показателя по накоплениям (в 2014 году — 7% ВВП), все сверхдоходы шли в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Таким образом Россия формировала «подушку безопасности» на случай кризиса. Накопления Минфину пригодились: в 2015 году из-за сильного падения цен на нефть действие бюджетного правила было приостановлено, а средства из РЗФ стали направляться на покрытие дефицита бюджета. По состоянию на 1 сентября этого года объем РЗФ составляет 1 трлн рублей, тогда как на 1 января 2015 года (до того как Минфин стал тратить резервы) его объем был почти 5 трлн рублей. Объем ФНБ составляет 4,4 трлн рублей.

Поправки в Бюджетный кодекс о введении нового бюджетного правила и объединении РЗФ и ФНБ на базе последнего были утверждены в конце июля. Нововведения заработают с 2018 года. Цена отсечения составит $40 за баррель.

Без бюджетного правила при каждом удорожании нефти на $5 за баррель ВВП прибавлял бы в росте по 0,5 п.п., инфляция снижалась на 0,5 п.п. сильнее, а курс рубля был бы крепче на 5–7%, подсчитали в Минэкономразвития. С бюджетным правилом при удорожании нефти на $5 экономика будет прибавлять в росте по 0,1–0,2 п.п., инфляция сокращаться на 0,2 п.п., а курс рубля — укрепляться на 1,5–2%.

При этом в Минэкономразвития поддерживают введение бюджетного правила с ценой отсечения $40 за баррель, говорил журналистам министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, это позволит последовательно снижать дефицит бюджета. Благодаря бюджетному правилу к 2020 году дефицит может сократиться с существующих 2% ВВП до 0,8% ВВП.

С бюджетным правилом экономическое развитие России будет более сдержанным, из-за того что оно существенно ограничивает поступление денег в экономику, объяснил макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

— Если бы все нефтегазовые доходы шли в бюджет, то, соответственно, и расходы бюджета были бы больше, а значит, и рост экономики выше. При этом уровень инфляции у нас в стране сильно привязан к курсу рубля. Чем крепче рубль, тем ниже инфляция. Это связано с тем, что у нас большая доля импортных товаров, которые покупаются за валюту. При ослаблении рубля покупать их приходится за большие деньги, поэтому и товары в рублях становятся дороже, — объяснил Станислав Мурашов.

Экономический рост не будет оправданным без существования бюджетного правила, считает директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин.

— Мы не можем себе позволить пустить все деньги на расходы и увеличивать тем самым экономический рост, потому что если случится новый кризис, то Россия останется у разбитого корыта и это перечеркнет весь рост, который был. Новое бюджетное правило довольно жесткое, в принципе цена отсечения в размере $40 за баррель — справедливая, — уверен Александр Дерюгин.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что 2018 год станет последним, когда Минфин будет тратить резервы. Начиная с 2019 года ведомство полностью перейдет к накоплению средств.

Читайте также
Прямой эфир