Выставка о войне 1812 года дополнила реальность
В Иностранной библиотеке открылась экспозиция «От Бородинского поля до Елисейских полей: путешествие в дополненной реальности». Для культурной жизни Москвы это событие особенное. Во-первых, оно проходит в нетипичном для выставок пространстве. Во-вторых, среди организаторов — Министерство культуры, Военно-исторический музей-заповедник «Бородинское поле» и Российское военно-историческое общество, не так часто устраивающие подобные мероприятия. И в-третьих, выставка активно задействует современные технологии, так что взгляд в прошлое оказывается одновременно и шагом в будущее.
280 экспонатов, разместившихся в Белом и Бежевом залах «Иностранки», рассказывают об Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813–1814 годов.
— Цель проекта простая: нам бы хотелось, чтобы сейчас, в канун 205-й годовщины Бородинской битвы, мы еще раз вспомнили нашу историю, наших великолепных писателей и поэтов, которые об этом ярком событии писали гениальные произведения, — сказал на открытии выставки министр культуры РФ Владимир Мединский.
Живописные и графические работы Альбрехта Адама, Христиана Фабера дю Фора, Александра Аверьянова, Александра Чегодаева воссоздают не только дух, но и хронологию событий, вплоть до конкретных дней и часов. Такова, например, литография Альбрехта Адама по собственному рисунку «Марш дивизии генерала Пино 16 июля 1812 года» или литография по рисунку Христиана Фабера дю Фора «Перед Смоленском 17 августа в 10 часов вечера».
Наряду с художественными изображениями в экспозиции представлены также подлинные предметы обмундирования и снаряжения противоборствующих армий. Одна из главных реликвий выставки — штандарт Лейб–гвардии Конного полка первой четверти XIX века, украшенный кистями, двуглавым орлом и вензелем Александра I.
Особый интерес представляют археологические находки, сделанные на Бородинском поле, — ружейные пули, артиллерийская картечь, ядра, осколки гранат, конские подковы, мундирные пуговицы, детали холодного и огнестрельного оружия.
В экспозицию включены манифесты Александра I (1812–1814 годов), наградные знаки (медали «Не нам, не нам, а имени твоему», «За любовь к Отечеству», «За взятие Парижа», памятный крест для духовенства), знаменитые медальоны Федора Толстого (в копиях ленинградского художника и архитектора Юрия Тюкалова 1980-х годов).
Без книжной составляющей, столь логичной в стенах библиотеки, тоже не обошлось. В числе раритетных изданий периода наполеоновских войн — гравированная карта «План сражения при речке Чернишне между войсками российскими и французскими 6 октября 1812 года», сочинение Карла Борка «Первый сон Наполеона в Москве», опубликованное в Санкт-Петербурге в 1812 году. А еще — «Приключения московскаго жителя П[етра] Ж[данова]» 1813 года издания, в котором описываются первые дни вторжения Наполеона в Москву, и памфлет Генриха Пфуля «Отступление французов: со списком взятых в плен генералов» 1813 года.
Содержательную часть экспозиции организаторы разнообразили с помощью мобильного приложения дополненной реальности Artefact, разработанного Минкультуры. Наведя камеру своего смартфона на экспонат со знаком AR, зритель увидит на экране интерактивные метки, с помощью которых можно узнать дополнительную информацию об экспонате.
— Программа позволяет расширить границы привычного этикетажа до бесконечности, что, с одной стороны, делает работу специалистов по подготовке выставки более напряженной, с другой — более творческой, — рассказала «Известиям» научный сотрудник Иностранной библиотеки Наталия Огиенко.
Выставка продлится до 25 сентября и будет сопровождена циклом лекций, концертами и кинопоказами.