Кинотеатр в США прервал 34-летнюю традицию показа «Унесенных ветром»


Беспорядки в американском городе Шарлотсвилл, где ультраправые активисты вступили в конфликт со сторонниками сноса памятника генералу-конфедерату Роберту Ли, ударили по классике национального кинематографа — фильму «Унесенные ветром», действие которого происходит в том числе во время Гражданской войны между Севером и Югом.
Кинотеатр Orpheum в Мемфисе (штат Теннеси) объявил о том, что прерывает свою 34-летнюю традицию ежегодных показов оскароносной кинокартины из-за обвинений в неполиткорректности и расизме, пишет The New York Times.
Дело в том, что этим летом традиционный сеанс «Унесенных ветром» совпал по времени с событиями в Шарлотсвилле, и их участники обрушились на руководство Orpheum с яростной критикой. По их мнению, фильм (как и легший в основу его сценария роман Маргарет Митчелл) «романтизирует» рабовладельческий Юг и неадекватно изображает отношения между темнокожими слугами и их хозяевами-южанами.
Эти комментарии и вынудили руководство кинотеатра отказаться от многолетней традиции. «Мы внимательно изучили их все. Будучи организацией, призванной развлекать, обучать и просвещать зрителей, мы не можем показывать фильм, бестактный по отношению к большой части нашей аудитории», — говорится в заявлении администрации Orpheum.
Между тем именно в плане межрасовых отношений «Унесенные ветром» стали знаковым событием в американском кинематографе: исполнившая в фильме роль служанки Мамушки актриса Хэтти Макдэниел стала первой афроамериканкой, получившей «Оскар» (в общей сложности картине досталось десять золотых статуэток).
Многие комментаторы в соцсетях, напротив, обрушились с критикой на Orpheum за отказ демонстрировать классику американского кинематографа — сочли его оскорблением в адрес съемочной группы «Унесенных ветром».
Этот фильм 1939 года, состоящий из двух серий и длящийся четыре часа, собрал в прокате порядка $3,5 млрд, благодаря чему признан самым кассовым в истории мирового кино. Главные роли в нем исполнили Вивьен Ли и Кларк Гейбл.
После начала беспорядков в Шарлотсвилле и призывов снести памятники конфедератам по всем штатам «Унесенные ветром» упоминались не раз, но в ироничном ключе: эксперты приводили этот фильм в качестве примера наследия национальной истории, которую невозможно переписать. Однако история Orpheum показывает, что даже аргументы о владевших рабами «отцах-основателях» США могут оказаться недостаточно вескими для американских борцов с расизмом.