Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Рособрнадзор предостерег вузы от нарушений на экзаменах иностранцев
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Херсоне и Сумской области
Общество
Экс-адвокат Ефремова Пашаев подтвердил службу на СВО с Блиновским
Происшествия
Летевший из Калининграда в Москву самолет аварийно сел в Санкт-Петербурге
Мир
В МИД РФ сообщили об отсутствии у Ирана претензий к россиянину на задержанном судне
Общество
Массовая вакцинация от гепатита А начнется в Оренбурге в конце недели
Мир
AFP сообщило о приглашении РФ на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии
Происшествия
В Москве госпитализировали ребенка после посещения джакузи в фитнес-клубе
Общество
Минпросвещения отметило независимость школ во включении гольфа в уроки
Мир
Захарова назвала подписанный Зеленским закон о мобилизации добиванием украинцев
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Мир
Санду назвала дату референдума о вступлении Молдавии в ЕС
Экономика
МВФ улучшил прогноз роста ВВП России до 3,2% в 2024 году
Авто
АвтоВАЗ начнет выпускать электрокар летом 2024 года
Авто
Удлиненный семиместный Jetour T2 показали в Китае
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

Раздельный сбор мусора начнется не раньше 2021 года

Руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский — о Москве-реке, реновации и переработке вторсырья
0
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Александр Авилов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2021–2022 годах Москва планирует перейти на раздельный сбор мусора. В ближайшие пять лет должны будут завершится еще несколько проектов, которые улучшат экологию города. О том, когда Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне прекратит выбросы, станет ли чище Москва-река и планируется ли переиздание «Красной книги» столицы, «Известиям» рассказал руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский.

 Как вы бы оценили экологическую ситуацию в Москве? Она улучшается или нет?

— Всё в природе взаимосвязано. Например, мы не очистим воздух, не улучшив качество зеленых насаждений. Проблемы есть практически в каждой сфере. Но, конечно, основная — загрязнение воздуха автотранспортом. На долю автомобилей приходится 90% выбросов в атмосферу. Мы активно решаем эту проблему, и уже есть определенные успехи. В 2010 году был зафиксирован выброс в миллион тонн вредных для здоровья населения веществ. Три года количество выбросов было стабильным, несмотря на то что автопарк увеличивается. С 2013 года удалось переломить тенденцию. И в настоящее время выбросы сократились на 120 тыс. т. Эта тенденция довольно устойчивая: постепенно количество вредных выбросов от автотранспорта уменьшается. Это происходит благодаря грамотной автотранспортной политике, обновлению автопарка, строительству новых станций метрополитена и МЦК, и многим другим мероприятиям. Это в том числе и ограничительные меры, например, контроль качества топлива, который проводится на въезде в столицу. Всё в комплексе дало такой эффект.

 В прошлом году закрывался пляж в Серебряном Бору. Как сейчас обстоит дело с городскими водоемами?

— К сожалению, из-за погоды купальный сезон получился коротким, но в Серебряном Бору купаться можно. Вообще запрет на купание обычно вводит Роспотребнадзор — по санитарно-эпидемиологическим показателям. В целом качество воды в Москве-реке улучшается, что особенно заметно в центральной части города. Снижается загрязнение нефтепродуктами, тяжелыми металлами. В нижнем течении — в Южном и Юго-Восточных округах, где Москва-река выходит в Московскую область, основное негативное воздействие оказывают Курьяновские и Люберецкие очистные сооружения, которые находятся в стадии реконструкции. В основном из них в реку попадает органика, но и количество органики снижается в связи с модернизацией очистных сооружений. Например, в 2016 году по сравнению с 2015 годом содержание иона аммония на участке реки ниже очистных сооружений сократилось на 10%.

— Когда закончится реконструкция очистных сооружений?

— К 2020 году. Москва-река после этого станет чище.

— На состояние Москвы-реки в черте города серьезно влияет и Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне. Предприятие собирается сокращать сбросы в реку?

— Завод раньше делал серьезные сбросы в Москву-реку, но ситуация на предприятии изменилась — там идет серьезная реконструкция. Основные работы завершены, и сейчас предприятие работает по замкнутому циклу: вода в реку практически не сбрасывается.

 Вопрос о выводе НПЗ за черту города уже не стоит на повестке дня?

— Это скорее экономическая проблема. Вывод требует колоссальных средств, так как речь идет не только о перемещении производства в другое место, но и о переносе трубопроводов и транспортных магистралей. Завод уже тратит серьезные деньги на реконструкцию. А всего же до 2019 года потратит около 200 млрд рублей. По этой причине вопроса о выводе завода за черту города нет в повестке дня. Нет сомнений, что все запланированные мероприятия завод проведет. Думаю, что после этого он станет одним из самых современных производств в стране, в том числе и с экологической точки зрения. Для Москвы и ее городской застройки он будет нейтрален.

 В программе электротранспорта есть какие-то стратегические планы помимо массового введения электробусов?

— Я думаю, что электробусы — это уже серьезный прорыв. Постепенно создается зарядная инфраструктура для частных электромобилей. Их количество растет. Для владельцев есть преференция — бесплатная парковка. Это неплохая экономия средств.

 Планируете ли вы переиздавать «Красную книгу» Москвы?

— Раньше по законодательству «Красная книга» переиздавалась каждые десять лет. Потом этот срок сократился до пяти-семи лет. Но мы выдерживаем график. Последний раз она выходила в свет в 2011 году. В 2018 году планируется издание новой редакции «Красной книги».

 Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сказал, что по программе реновации в новых районах будет более плотная застройка. Как это скажется на площади зеленых насаждений в городе?

— Теоретически я могу это осмыслить, но практически — это не совсем моя тема. Для меня показательным будет проект первого жилого квартала. Тогда уже можно будет говорить подробнее. Но могу сказать, что на заседании в Общественной палате Москвы, посвященном программе реновации, Москомархитектуре при подготовке проектов планировки в рамках реализации программы реновации было рекомендовано обеспечить максимально возможное сохранение зеленых насаждений. Также было рекомендовано предусмотреть территории под последующее озеленение с учетом принципов компенсационного озеленения и сохранения площадного баланса озелененных территорий в зоне действия программы реновации.

 Будет ли Москва внедрять раздельный сбор мусора для населения?

— На сегодняшний день во всем городе это, наверное, невозможно, а в общественных местах, на производствах, в школах и в вузах — вполне реально. Уже появились компании, которые заинтересованы во вторичном сырье, научились перерабатывать отходы. В городе постепенно создается отрасль вторичной переработки. Эта тема станет актуальна для нас, когда будет создана полноценная отрасль.

 Наверное, процесс можно ускорить с помощью административных решений?

— Внедрять в каждом домовладении раздельный сбор рано, потому что, даже разделив отходы, мы не сможем их переработать. Зачем заниматься профанацией? Раздельный сбор в Москве пытались внедрить еще в начале 2000-х годов, поставив фандоматы по сбору алюминиевых банок. Но это ни к чему не привело. Люди разочаровались и сказали: «Мы разделять больше не будем — они всё равно всё смешивают в мусоровозе и везут на полигон». Такого мы не хотим. Сейчас правительство города активно изучает общественное мнение, проводит просветительские акции. Мы выяснили, что около 30% москвичей уже готовы к раздельному сбору.

 Можно ли назвать время, когда мусороперерабатывающая отрасль наберет обороты?

— По оптимистическим прогнозам это произойдет в 2021–2022 годах. После того как в 2019 году полностью вступит в силу закон «Об отходах производства и потребления». Я думаю, что у бизнеса появится стимул вкладывать в эту отрасль. Но прежде предприниматели должны увидеть, что им выгодно, например, собрать 100 тыс. штук алюминиевых банок и переработать их.

 В Москве раньше была отрасль по переработке вторсырья. Что с ней стало?

— Мощности в Москве остались. Мы унаследовали советскую систему заготовки вторсырья, при которой отдельно собирались макулатура, дерево и металл. Но по сравнению с 1990 годом в разы увеличилось количество видов отходов. Появились ПЭТ-бутылки, алюминиевые банки, разные виды упаковки, батареи, гаджеты и телефоны. Есть еще шины, автомобильные масла, аккумуляторы, кузовы автомобилей, которые тоже в большом количестве поступают на мусорные полигоны. Каждый вид отходов требует своих мощностей по переработке. Они появятся. Просто надо еще чуть-чуть подождать.

Прямой эфир