Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука
Россия приступила к проектированию собственной космической станции
Мир
Башар Джаафари стал новым сирийским послом в России
Спорт
Карякин стал победителем соревнований по блицу на турнире «Шахматные звезды»
Мир
В NASA заявили о желании продлить программу перекрестных полетов с РФ
Мир
Virgin Atlantic решила закрыть рейсы в Гонконг из-за невозможности летать над РФ
Мир
Глава TotalEnergies назвал введение потолка цен на нефть из РФ плохой идеей
Мир
Глава делегации РФ в Вене предостерег США от поставок дальнобойного оружия Киеву
Мир
Дипломат Гаврилов заявил о подстрекательстве Киева Западом к отказу от переговоров
Мир
В Лондоне выступили против участия России в расследовании по «Северным потокам»
Мир
ЕС планирует официально запустить 17 октября тренировочную миссию для ВСУ
Мир
Умерла итальянский модельер Франка Фенди

Эрмитаж представил моду, неподвластную времени

«Энциклопедия текстиля» демонстрирует лучшие экземпляры из собрания музея
0
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В трех залах Зимнего дворца одновременно открылись две большие выставки под общим названием «Эрмитажная энциклопедия текстиля». Главный петербургский музей никогда не демонстрировал тканей из своего собрания в таком объеме, многообразии и хронологическом охвате. Из 50 тыс. единиц текстильной коллекции отобрано около 300 экспонатов — самое лучшее и интересное.

Одна из этих двух экспозиций — «Реставрация» — разместилась в Гербовом зале, и ее задача — показать, как может быть продлена жизнь предметов, сама фактура которых крайне уязвима перед временем.

— Мы хотели показать, как менялись методы работы с течением времени, — рассказала «Известиям» руководитель лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи, куратор выставки «Реставрация» Марина Денисова. — Можно увидеть предметы, отреставрированные как совсем недавно, так и полвека назад. Сегодня часто сталкиваешься с негативным отношением к тому, как реставрировали в советскую эпоху. Мы считаем, что это несправедливо: конечно, возможности тех специалистов были ограничены, но они трепетно относились к музейным предметам и тщательно изучали их до того, как приступить к реставрации.

В соседних залах — Георгиевском (Большом тронном) и Пикетном — развернулась выставка «История». Здесь представлены текстильные шедевры Эрмитажа, датированные от III тысячелетия до н.э. (неолит) до заката Российской империи. Переходя от витрины к витрине, совершаешь увлекательное путешествие: тут и эроты с кентаврами на египетских шпалерах V века, и ренессансные вышивки с христианскими сюжетами, и образцы тканей эпохи викингов, и русские народные костюмы.

Один из самых интригующих внутренних сюжетов связан с облачением священников. Фелонь с вышитой лучезарной дельтой еще не так удивляет петербуржцев: масонская символика в православной архитектуре — явление для города на Неве привычное (вспомним Казанский собор). Но увидеть на одежде православного священника изображение китайского дракона или орнамент родом из мусульманских стран — совсем в диковинку. Да и подпись вызывает вопросы: что значит, например, «Фелонь. Китай, рубеж XVI–XVII веков»?

— Это очень интересный разговор о роскоши и толерантности царской России, — пояснила «Известиям» куратор выставки «История» Татьяна Лехович. — Обладать старинными китайскими или персидскими тканями могла только высшая знать. Когда владелец умирал, его вещи по традиции отдавались в дар церкви. Там костюмы распарывались и перешивались в облачения. Восточный орнамент, оказываясь в ином культурном контексте, терял изначальную семантику, становясь просто красивым узором, и это никого не смущало. Кроме того, мы выставили светлое облачение священника, сшитое из подвенечного платья Александры Федоровны, жены Николая I.

Здесь можно увидеть кафтаны Петра I и мундиры XIX века, наряды со знаменитого бала в Зимнем дворце 1903 года… Но текстиль — это не только костюмы, и здесь он представлен также шпалерами и такими предметами прикладного значения, как каминный экран и седельно-сбруйный комплект, принадлежавший Екатерине II.

«От этой роскоши голова кружится», «да за это можно душу продать», — раздаются восторженные отзывы посетителей, в первую очередь, конечно, женщин. Но даже если вы равнодушны к нарядам и аксессуарам, то все равно оцените, как Эрмитаж сохраняет хрупкие ткани, консервируя аромат эпох и знаменуя победу над временем и смертью. А в этом, собственно, и есть главное призвание музея.

Читайте также
Реклама
Прямой эфир