Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Мэр Нью-Йорка ввел режим ЧС в городе из-за наплыва мигрантов
Мир
ГА ООН примет решение по осуждающей референдумы резолюции в понедельник
Армия
Минобороны сочло ненужными предложения по отмене новогодних праздников
Мир
Постпред РФ в Женеве заявил об утрате СПЧ ООН нейтрального статуса
Мир
Госдеп отверг намерения США прямо участвовать в конфликте на Украине
Культура
Музыкальный конкурс «Евровидение-2023» пройдет в Ливерпуле
Экономика
Путин поручил перевести имущество проекта «Сахалина-1» в собственность РФ
Мир
Гендиректор МАГАТЭ посетит Россию для консультаций по ЗАЭС
Общество
Рэпера Oxxxymiron включили в список физлиц-иноагентов
Общество
Минюст признал СМИ-иноагентом писателя Глуховского
Общество
В Запорожской области в результате обстрела повреждена ЛЭП для энергоблока АЭС
Общество
Второй самолет МС-21 совершил полет с российскими двигателями

Любимов + Боровский = Таганка

Музей имени Бахрушина представил экспозицию, посвященную создателям легендарного театра
0
Фото: пресс-служба театрального музея им. А.А.Бахрушина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В мемориальном музее «Мастерская Давида Боровского» (филиал ГЦТМ имени Бахрушина) открылась выставка «Боровский — Любимов. 30 лет вместе». Экспозиция подготовлена к 100-летию Юрия Любимова и приурочена к дню рождения его постоянного соратника, художника Давида Боровского. Автор выставки — сын великого сценографа, известный театральный художник Александр Боровский.

Любимов и Боровский встретились в 1968 году. Первый же совместный спектакль «Живой» по повести Бориса Можаева был запрещен. Цензура испугалась правдоискательства жителей русской деревни. Дерзнувшего уйти из колхоза Федора Кузькина, которого сыграл Валерий Золотухин, посчитали бунтовщиком. А создателей спектакля и писателя — антисоветчиками. Через 21 год спектакль наконец увидел свет. За годы он лишь настоялся, как хороший коньяк.

— Я не могу забыть, как мы, зная, что у нас есть пропуск на Таганку, торжествующе, с чувством некоторой самодовольной гордости, проходили через толпу на Таганской площади, — рассказал историк театра профессор Алексей Бартошевич. — Переступая порог Таганки, мы оказывались в совсем другом мире — мире свободы и энергии взрыва. Но у всякой взрывной энергии должна быть своя геометрия. То, что делал Давид Боровский на сцене, — стремление укротить эту геометрию. Что очевидно в представленной экспозиции.

Потом у Любимова и Боровского были «Мать» Горького, «Что делать?» Чернышевского, «А зори здесь тихие» Васильева. И в 1971-м — легендарный «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли. Еще одним главным персонажем спектакля был занавес из грубой шерсти, придуманный Боровским. Для постановки, да и для театра он был символом. Тяжелый, грубый, плетеный, как рыболовная сеть, занавес сметал всё на своем пути. На сцене Таганки он был первым и последним. После «Гамлета» сцена театра открыта для зрителей.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

На выставке представлено семь макетов декораций Давида Боровского, сделанных к драматическим и оперным спектаклям Юрия Любимова. А также 13 планшетов, эскизы, наброски, страницы записных книжек художника.

— Когда я впервые увидел макет «Вишнёвого сада», поставленного Любимовым в Афинах, то подумал: этими декорациями Боровского всё сказано, это точка, — поделился с «Известиями» воспоминаниями директор Музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов. — Кто-то из критиков тогда написал, что «Вишнёвый сад» Боровского — это сад эпохи Чернобыля, когда всё уже теряет смысл. Но прошло время, и кажется, что этот сад стал отправной точкой для многих наших режиссеров.

В1975 году о тандеме Любимов — Боровский заговорил весь мир. В миланском «Ла Скала» была поставлена опера «Под солнцем яростным любви» Луиджи Ноно. А затем был «Борис Годунов» — шок для эстетствующей итальянской публики. После него Любимова признали легендой театральной режиссуры, а Давид Боровский стал образцом для сценографов. Его имя наравне со Станиславским и Мейерхольдом занесли в знаменитый театральный словарь Патриса Пави.

Год 1968-й, с которого началось сотрудничество Любимова и Боровского в театре на Таганке, и год 1998-й, когда их творческий тандем распался, начертаны белой и черной красками на алых кубах и являются доминантой экспозиции. Решение в стиле Таганки — яркое, эпатирующее, властно привлекающее внимание. В стиле, который почти полвека назад придумали Любимов и Боровский и в котором Таганка существует по сей день.

Читайте также
Реклама
Прямой эфир