Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Центробанк РФ снизил ключевую ставку до уровня 15,5% годовых
Мир
В Совете обороны Ирана исключили обсуждение ракетных систем на переговорах
Политика
Песков отметил готовность РФ к сотрудничеству с желающими вернуться компаниями США
Мир
Рябков сообщил о невозможности односторонних уступок по ДСНВ со стороны РФ
Экономика
Набиуллина сообщила о создании условий для инфляции в 4% с помощью жесткой ДКП
Мир
Столтенберг выступил за переговоры с Россией по контролю над ядерным вооружением
Мир
Сийярто обвинил Киев в прекращении поставок нефти по трубопроводу «Дружба»
Мир
Глава NASA Айзекман заявил о планах посетить следующий запуск «Союза»
Мир
Сенаторы США обвинили производителей ИИ-игрушек в публикации разговоров с детьми
Экономика
Набиуллина допустила дальнейшее снижение ключевой ставки Центробанком РФ
Общество
Синоптики спрогнозировали в Москве потепление 14 февраля
Мир
Reuters узнало о намерении США представить план по восстановлению сектора Газа
Экономика
Песков указал на ограничения США в использовании доллара Россией при расчетах
Мир
Посол РФ рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Канаду
Мир
Песков заявил об отсутствии информации у РФ о сбоях в транзите нефти по «Дружбе»
Армия
Силы ПВО сбили 14 украинских БПЛА над территорией России
Мир
Лукашенко призвал активнее вести работу по подготовке военнослужащих

За облик новых кладбищ ответят архитекторы

Глава ГБУ «Ритуал» Артем Екимов — о новых правилах установки памятников и уходе «черных агентов» с рынка похоронных услуг
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Поправки в закон «О погребении и похоронном деле в Москве», ужесточающие требования для установки надгробий, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Отныне памятник нельзя будет поставить без подробного описания проекта с линейными замерами, предоставления досье на работников и документов, подтверждающих безопасность используемых материалов. О том, как новые правила изменят внешний вид кладбищ, будут ли сносить надмогильные сооружения, не вписывающиеся в архитектурный ландшафт, и зачем нужны похоронные агенты в моргах, «Известиям» рассказал директор ГБУ «Ритуал» Артем Екимов.

— В Москве изменился порядок установки надгробных сооружений — правила ужесточились. При этом в постановлении столичного правительства сказано, что администрация кладбища может отказать в установке памятника, если он не соответствует общему виду некрополя. С чем связаны нововведения?

— Постановление правительства Москвы скорее разъясняет ранее существовавшие нормы и уточняет трактовки. Теперь в документе четко прописан алгоритм получения разрешения, например, на установку памятника. Срок выдачи разрешения — четыре дня с момента обращения. Это сделает процедуру прозрачнее. Ранее для установки требовали такой же пакет документов, но это нигде не было прописано. Администрация кладбища могла потребовать их, а могла и нет. Единых правил не существовало.

Апофеозом нерегулируемого хаотичного рынка установки надмогильных сооружений и конкурентной борьбы стала массовая драка на Хованском кладбище. Для «белой» организации, которая занимается мемориальными услугами, не составит труда предоставить пакет нужных документов.

— Для организации, может быть, и не составит. Но не слишком ли много сил и времени это отнимет у человека, потерявшего близкого?

— Надгробные сооружения ставят через год после похорон. Сильный стресс уже позади, человек действует осознанно. При этом вместо родственника по доверенности может действовать другое лицо. Также человек может самостоятельно установить памятник — в этом случае документов нужно меньше.

— Неужели есть люди, которые самостоятельно устанавливают надгробия?

— Да, но их очень мало, до 5%. Установка надмогильного сооружения — это пусть и примитивные, но строительные работы. Нужны заливка фундамента, погрузо-разгрузочные работы, гравировка. Труд требует профессиональной компетенции, поэтому более 90% привлекают профессиональные организации.

— Какие памятники заказывают чаще всего?

— В основном спрос на классические стандартизированные формы в черном цвете из отечественного или китайского гранита.

— А ставят необычные памятники?

— Об экзотике можно говорить, когда площадь надмогильного сооружения превышает нормы. По правилам памятник имеет ограничение по высоте, это регулируется постановлением правительства. Около 20% жалоб, поступающих к нам, связаны с мемориальными услугами. Часто жалуются на действия соседей: кто-то установил слишком большое надмогильное сооружение или заступил на чужую территорию.

— На каких основаниях администрация кладбища может отказать в установке памятника?

— Это неполный комплект документов. Случай, когда заявитель не является лицом, ответственным за захоронение или его представителем. Несоответствие размеров надмогильного сооружения месту захоронения.

— В новых правилах указано, что памятник могут запретить устанавливать или даже снести, если он не соответствует архитектурному решению кладбища.

— Только при наличии этого архитектурного решения. Эта норма отложенного действия — пока у действующих кладбищ такого решения, утвержденного на городском уровне, нет. Это норма на будущее.

— А возможен ли снос ранее установленных памятников, которые не впишутся в архитектурное решение?

— Памятники сносить никто не собирается. Даже при возникновении спора, когда появятся официальные архитектурные решения, демонтаж возможен только в судебном порядке. На данном этапе мы учим сотрудников контактировать с родственниками, ответственными за памятник, и стараться решать всё вне судебных разбирательств. С памятью нужно обходиться в любом случае тактично. Прецедентов сноса надгробий не было.

— Когда появятся архитектурные решения кладбищ?

— Разработка займет несколько лет. Все новые кладбища будут иметь архитектурно-планировочные решения. Всё это будет обсуждаться и утверждаться Мосархитектурой. На старых осуществить это очень сложно, — они формировались хаотично. Например, что взять за основу на Ваганьковском кладбище — памятник Соньке Золотой Ручке или Высоцкому? Переосмысливать структуру старых кладбищ, конечно, не будут.

— Еще одно нововведение на рынке ритуальных услуг — присутствие агентов ГБУ «Ритуал» в моргах. Что это дало?

— Наши агенты присутствуют в 36 моргах столицы, оказывая весь спектр услуг. Вынужденный посетитель патологоанатомического отделения, родственник умершего или взявший на себя обязанности по погребению, может сразу заказать у официального агента комплекс ритуальных услуг: от сопровождения на кладбище до выбора места захоронения. В среднем, если говорить и о больничной, и о домашней смертности, в моргах наши агенты обрабатывают треть (27–30%) заказов.

— Эти меры помогли сократить долю «черных агентов»? Год назад вы сообщали «Известиям», что им принадлежит около 70% рынка ритуальных услуг.

— Когда мы пришли в морги, вокруг были «черные организации», которые приезжали «на плечах» несчастных родственников. Но наши усилия принесли результаты. За два года доля ГБУ «Ритуал» увеличилась с 4 до 20%. Кроме нас на рынке работают и другие «белые организации». Поэтому, несомненно, для «черных агентов» рынок сузился.

 

Читайте также
Прямой эфир