Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
Политолог сравнила использование ИИ в политике с электричеством
Мир
Взрыв произошел в мечети в Нигерии во время вечерней молитвы
Мир
Австралийский телеведущий Маккензи-Макхарг погиб в Лос-Анджелесе в 41 год
Мир
СМИ сообщили о задержании посла Польши во Франции по подозрению в коррупции
Мир
Макрон заявил о продолжении обсуждений гарантий безопасности Украине с января
Спорт
World Aquatics признала Мальцева лучшим синхронистом 2025 года
Происшествия
В Курской области мужчина пострадал при ударе дрона ВСУ по автомобилю
Мир
Умер сыгравший в сериале «Друзья» актер Пэт Финн
Общество
Суд арестовал директора пансионата в Видном по делу о массовом отравлении
Армия
Силы ПВО за семь часов уничтожили 132 беспилотника ВСУ над территорией России
Мир
При взрыве в мечети в Нигерии погибли по меньшей мере семь человек
Спорт
FIS предоставила нейтральный статус еще пяти российским спортсменам
Здоровье
Психолог объяснила увеличение количества звонков детей на телефон доверия
Происшествия
Житель Новой Каховки пострадал при ударе беспилотника ВСУ по автомобилю
Происшествия
Собянин сообщил об отражении атаки еще одного летевшего на Москву БПЛА
Общество
СК заявил об окончании работы над делом о хищении у МО более 500 млн рублей
Мир
Суд Болгарии одобрил экстрадицию россиянина Ивина в США
Сюжет:

В России появится инфраструктурная ипотека 

Привлечение частных инвесторов в такие проекты позволит увеличить темпы экономического роста 
0
Фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Астапкович
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России появится новый инструмент для ускорения темпов роста экономики — инфраструктурная ипотека. Об этом на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) заявил президент Владимир Путин. Как пояснил в эксклюзивном интервью «Известиям» министр финансов Антон Силуанов, это будет выглядеть почти как государственно-частное партнерство, когда частный инвестор сможет кредитовать государство по привлекательным для него ставкам в части строительства дорог или, например, газопроводов. Эксперты согласны, что это поможет экономике и развитию инфраструктуры страны, но высокую доходность обеспечить вряд ли удастся. 

Такой инструмент впервые в публичном поле начал обсуждать бизнес-омбудсмен Борис Титов, который уже представил главе государства свою «Стратегию роста» по повышению темпов наращивания ВВП. Ипотека — это вид залогового кредитования, при котором право распоряжаться предметом залога остается у должника. В случае с предлагаемой инфраструктурной ипотекой частное лицо сможет прокредитовать государственный проект по строительству дороги или моста, получая гарантированный ежегодный доход. 

Как заявил на ПМЭФ Владимир Путин, возврат капиталовложений частных инвесторов в проекты предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Такая ипотека позволит реализовывать крупные проекты с привлечением платежей пользователей и частных инвесторов, добавил президент. 

— Речь идет о внедрении своеобразной инфраструктурной ипотеки, когда объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит, — объяснил Владимир Путин работу нового механизма.

Президент отметил, что такой механизм позволит обеспечить опережающие темпы роста экономики, и попросил правительство разработать к нему комплексный подход с привлечением частного капитала.

Как пояснил в интервью «Известиям» глава Минфина Антон Силуанов, это будет «своего рода ГЧП, но в инфраструктуре, когда частный инвестор вкладывается в дороги, частный инвестор вкладывается в газопроводы». 

— И потом по мере получения доходности получает возврат средств от пользователей этой инфраструктуры. При этом государство здесь становится тоже участником. И помимо условий, которые гарантируют таким инвесторам, государство за счет в том числе и бюджетных средств также может стать пользователем инфраструктуры — за ту же самую дорогу, предположим, — и выплачивать постепенно инвестору ту часть вложений, которые были осуществлены с учетом доходности, которая будет оговорена, — рассказал министр. 

Это новый инструмент наряду с фабрикой проектного финансирования, добавил Антон Силуанов. 

— Такого рода предложения, я думаю, будут интересны, и это даст тоже свой вклад в достижения более высоких темпов роста экономики, — высказал уверенность министр.

Ранее в интервью «Известиям» о готовящемся проекте по выпуску облигаций в сфере ЖКХ сообщал замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. 

Успех инфраструктурной ипотеки будет зависеть от доходности, уверена старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. 

— Текущий минимум стоимости кредитования в России — 9,25%, под эту ставку кредитует ЦБ. Инфраструктурная ипотека должна стоить 2–3%, выдаваться под гарантии холдинга или его активы, иметь реальный итог в виде осязаемых объектов: дорог, станций, развязок, линий связи, зданий и прочего. Такой инструмент действительно может увеличить рост ВВП, — считает эксперт. 

При этом, констатировала она, пока банки зарабатывают только на ставках и не замотивированы на работу с реальным сектором.

Такой инструмент можно представить себе, если допустить, что государство привлекало бы средства частных инвесторов при строительстве Керченского моста, рассуждает генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин. 

— Если представить, что в нем участвуют своими деньгами частные инвесторы с помощью неких инвестиционных инструментов, то в плане доходности порадовать их нечем: сроки окупаемости постоянно увеличиваются, растет смета (на данный момент она составляет около 200 млрд рублей). Мосту, чтобы окупиться за 25 лет, нужны будут примерно 7–8 млн автомобилей и 11–12 млн железнодорожных пассажиров в год при среднем чеке в 1000 рублей за поездку. Сейчас этот поток составляет, наверное, около 2–4 млн человек в год, — отметил эксперт. 

Поэтому такие проекты интересны прежде всего государству и институциональным инвесторам с длинными деньгами, подытожил он. 

Но развитию инфраструктуры в стране проект помочь способен, уверен партнер практики «Инфраструктура» группы «НЭО Центр» Андрей Бедняков. 

— Как показывает опыт других стран, грамотное структурирование проектов в условиях бюджетного дефицита по такой схеме позволит существенно нарастить инвестиции в транспорт, энергетику и социальную инфраструктуру. Для того чтобы данное предложение заработало, органы власти, в первую очередь законодательные, должны повысить эффективность принятого законодательства в сфере ГЧП, а также внедрить систему распределения и управления проектными рисками, — предложил он. 

После замораживания финансирования новых инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), слабой реализации программы проектного финансирования ЦБ и прекращения финансирования проектов в России за счет средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) правительство начало поиск новых способов реализации инфраструктурных проектов. В частности, Минэкономразвития уже внесло в правительство законопроект о создании фабрики проектного финансирования на базе ВЭБа. 

Читайте также
Прямой эфир