В России появится инфраструктурная ипотека
В России появится новый инструмент для ускорения темпов роста экономики — инфраструктурная ипотека. Об этом на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) заявил президент Владимир Путин. Как пояснил в эксклюзивном интервью «Известиям» министр финансов Антон Силуанов, это будет выглядеть почти как государственно-частное партнерство, когда частный инвестор сможет кредитовать государство по привлекательным для него ставкам в части строительства дорог или, например, газопроводов. Эксперты согласны, что это поможет экономике и развитию инфраструктуры страны, но высокую доходность обеспечить вряд ли удастся.
Такой инструмент впервые в публичном поле начал обсуждать бизнес-омбудсмен Борис Титов, который уже представил главе государства свою «Стратегию роста» по повышению темпов наращивания ВВП. Ипотека — это вид залогового кредитования, при котором право распоряжаться предметом залога остается у должника. В случае с предлагаемой инфраструктурной ипотекой частное лицо сможет прокредитовать государственный проект по строительству дороги или моста, получая гарантированный ежегодный доход.
Как заявил на ПМЭФ Владимир Путин, возврат капиталовложений частных инвесторов в проекты предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Такая ипотека позволит реализовывать крупные проекты с привлечением платежей пользователей и частных инвесторов, добавил президент.
— Речь идет о внедрении своеобразной инфраструктурной ипотеки, когда объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит, — объяснил Владимир Путин работу нового механизма.
Президент отметил, что такой механизм позволит обеспечить опережающие темпы роста экономики, и попросил правительство разработать к нему комплексный подход с привлечением частного капитала.
Как пояснил в интервью «Известиям» глава Минфина Антон Силуанов, это будет «своего рода ГЧП, но в инфраструктуре, когда частный инвестор вкладывается в дороги, частный инвестор вкладывается в газопроводы».
— И потом по мере получения доходности получает возврат средств от пользователей этой инфраструктуры. При этом государство здесь становится тоже участником. И помимо условий, которые гарантируют таким инвесторам, государство за счет в том числе и бюджетных средств также может стать пользователем инфраструктуры — за ту же самую дорогу, предположим, — и выплачивать постепенно инвестору ту часть вложений, которые были осуществлены с учетом доходности, которая будет оговорена, — рассказал министр.
Это новый инструмент наряду с фабрикой проектного финансирования, добавил Антон Силуанов.
— Такого рода предложения, я думаю, будут интересны, и это даст тоже свой вклад в достижения более высоких темпов роста экономики, — высказал уверенность министр.
Ранее в интервью «Известиям» о готовящемся проекте по выпуску облигаций в сфере ЖКХ сообщал замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.
Успех инфраструктурной ипотеки будет зависеть от доходности, уверена старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
— Текущий минимум стоимости кредитования в России — 9,25%, под эту ставку кредитует ЦБ. Инфраструктурная ипотека должна стоить 2–3%, выдаваться под гарантии холдинга или его активы, иметь реальный итог в виде осязаемых объектов: дорог, станций, развязок, линий связи, зданий и прочего. Такой инструмент действительно может увеличить рост ВВП, — считает эксперт.
При этом, констатировала она, пока банки зарабатывают только на ставках и не замотивированы на работу с реальным сектором.
Такой инструмент можно представить себе, если допустить, что государство привлекало бы средства частных инвесторов при строительстве Керченского моста, рассуждает генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин.
— Если представить, что в нем участвуют своими деньгами частные инвесторы с помощью неких инвестиционных инструментов, то в плане доходности порадовать их нечем: сроки окупаемости постоянно увеличиваются, растет смета (на данный момент она составляет около 200 млрд рублей). Мосту, чтобы окупиться за 25 лет, нужны будут примерно 7–8 млн автомобилей и 11–12 млн железнодорожных пассажиров в год при среднем чеке в 1000 рублей за поездку. Сейчас этот поток составляет, наверное, около 2–4 млн человек в год, — отметил эксперт.
Поэтому такие проекты интересны прежде всего государству и институциональным инвесторам с длинными деньгами, подытожил он.
Но развитию инфраструктуры в стране проект помочь способен, уверен партнер практики «Инфраструктура» группы «НЭО Центр» Андрей Бедняков.
— Как показывает опыт других стран, грамотное структурирование проектов в условиях бюджетного дефицита по такой схеме позволит существенно нарастить инвестиции в транспорт, энергетику и социальную инфраструктуру. Для того чтобы данное предложение заработало, органы власти, в первую очередь законодательные, должны повысить эффективность принятого законодательства в сфере ГЧП, а также внедрить систему распределения и управления проектными рисками, — предложил он.
После замораживания финансирования новых инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), слабой реализации программы проектного финансирования ЦБ и прекращения финансирования проектов в России за счет средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) правительство начало поиск новых способов реализации инфраструктурных проектов. В частности, Минэкономразвития уже внесло в правительство законопроект о создании фабрики проектного финансирования на базе ВЭБа.