"ТЭФИ" отмечает первый юбилей
<A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/culture/article434529">Главную телевизионную награду России - "ТЭФИ" </A>(так словосочетание "телевизионный эфир" сократила Мария Шахова) - в свое время "срисовывали" с американского аналога - премии EMMY американской телеакадемии. Павел Корчагин и Сергей Скворцов оказались одними из немногих российских телевизионщиков, получавших EMMY, - в 1986 году их наградили за организацию телемостов. После этого они решили, что в России должна быть своя телеакадемия и своя премия. О том, как появилась "ТЭФИ", ПАВЕЛ КОРЧАГИН и СЕРГЕЙ СКВОРЦОВ рассказали корреспонденту "Известий" НАДЕЖДЕ СТЕПАНОВОЙ.<BR><BR><B class=t11>Сергей Скворцов: "С первого захода телеакадемии не разрешили называться российской"</B><BR><BR><B>- Вас называют одним из создателей премии "ТЭФИ" и нашей телеакадемии. С чего все началось?<BR><BR></B>- Идея витала в воздухе, и воплощал ее не я один. Была целая группа товарищей. Прежде всего это Владимир Владимирович Познер, продюсер первой церемонии Леша Митрофанов, который сейчас работает на ТВЦ, Анатолий Григорьевич Лысенко, тогда еще даже не министр Михаил Юрьевич Лесин. Я же был таким центром, в который стекалась вся информация. Кстати говоря, Татьяна Устинова, нынче известная писательница, тогда была моим секретарем и тоже активно мне помогала. Много сделал Олег Максимович Попцов, который в то время был председателем ВГТРК. Например, когда мы начали регистрировать название "Академия Российского телевидения", возникли проблемы. Разрешение зарегистрировать названия, включающие слова "Россия" или "российский", давала специальная комиссия, которая нам отказала. Когда я рассказал об этом Попцову, он снял трубку телефона, и через 10 минут проблема была решена. Если бы не он, мы назывались бы Академией отечественного телевидения, или Академией национального телевидения или в этом роде.<BR><BR><B>- Правда, что "ТЭФИ" копировали с EMMY?<BR><BR></B>- Да, прежде всего с EMMY. Все началось с того, что Эдвард Верзовски из "Global American Television", продюсер телемостов с Филом Донахью, познакомил нас с одним из первых руководителей американской национальной Академии телевизионных наук и искусств Санни Фоксом. Благодаря ему мы побывали на церемониях EMMY в Нью-Йорке и в Лос-Анджелесе, узнали, как у них все устроено. Американские коллеги рассказали нам, например, что подсчетом голосов на EMMY занимается компания "Эрнст энд Янг". Представительство этой компании было и в Москве, мы тоже решили воспользоваться их услугами, и вот уже 10 лет они считают голоса академиков на "ТЭФИ".<BR><BR><B>- Назовите национальную черту "ТЭФИ", которая отличает ее от EMMY.<BR><BR></B>- Американцам никогда в жизни не придет в голову награждать форматные передачи. Например, игры, изобретенные голландцами и перенесенные на американскую почву. У нас это сплошь и рядом. Это же вторичный продукт, там ничего не придумано вплоть до музыки и света, только ведущий - не Джон Хопкин, а Вася Иванов. Выдвигать такие программы на "ТЭФИ" неправильно. <BR><BR><B class=t11>Павел Корчагин: "Во времена зарождения премии академики считались этакими небожителями"</B><BR><BR><B>- Вы стояли у истоков "ТЭФИ", но сами академиком стали только в 2001 году. Почему?<BR><BR></B>- Во времена зарождения премии академики считались этакими небожителями. Чтобы соответствовать этому званию, необходимо было иметь "ордена и медали", условно говоря. Я тогда просто-напросто по возрасту не прошел, так же, кстати, как и Скворцов. И только когда академия приняла решение о расширении состава, я попал в число академиков.<BR><BR><B>- Результат оправдал ваши надежды?<BR><BR></B>- Если бы он оказался не таким, как задумывали, Академия Российского телевидения умерла бы спустя два-три года после возникновения. А она расширяется, появилось много молодых лиц, изменился критерий оценки, множится количество номинаций.<BR><BR><B>- На фоне EMMY наша премия пока выглядит бледновато. Как вы думаете, сумеет ли наша премия приблизиться к прототипу?<BR><BR></B>- Я не думаю, что качество проведения церемонии у нас хуже, чем у западных аналогов. Я вообще убежден, что наше телевидение ничем не уступает, а во многом превосходит то, что делается за рубежом.<BR><BR><B>- А может ли премия влиять на популярность программы у зрителя?<BR><BR></B>- Я не думаю, что существует прямая зависимость между количеством EMMY, полученным каким-либо проектом, и количеством денег, которые платят американские каналы за его покупку. Мы все-таки должны понимать различие между величиной рейтинга и достоинствами программы как элемента искусства. Это далеко не всегда совпадает.<BR><BR><B class=t11>"Мужик с разорванной грудью не предназначен для практической помощи"</B><BR><B>Виктор Шендерович, награжден за "Куклы" в 1996 году и за "Итого" в 2000 году:<BR><BR></B>- Этот мужик с разорванной грудью не предназначен для практической помощи человеку - только для самоощущения. Мне повезло, я получал "Орфея" дважды - за "Куклы" и за "Итого", а потом не получил за "Бесплатный сыр". Вопрос не в том, получаешь ты его или нет, а вопрос в том, почему тебе его дают или нет. Премия затеивалась как гамбургский счет, и частично эту функцию исполняет. Академия заметные и важные программы отмечает. А то, что иногда в гамбургский счет вмешиваются корпоративный интерес и личные мотивы - так это везде случается. Если Лев Толстой не получил Нобелевской премии, это вовсе не значит, что награду надо отменить.<BR><BR><B class=t11>"Зарплаты это не добавляет" </B><B>Валдис Пельш, лучший развлекательный ведущий 1997 года ("Угадай мелодию", ОРТ):<BR><BR></B>- Получение премии - некая веха, отметка прошлых заслуг. Потом нужно двигаться вперед, забыв о ней. Нельзя жить с ощущением "я - лауреат!". Поэтому я не могу сказать, что "ТЭФИ" мне чем-то помогла. Конечно, приятно осознавать, что по итогам года телеакадемики признали тебя лучшим. Но зарплаты это не добавляет. Это сиюминутный момент приятности: выходишь на сцену в смокинге, получаешь статуэтку, она тяжелая, красивая, говоришь чувственные, искренние слова, идешь отмечать, а потом продолжаешь работать.<BR><BR><B class=t11>"Не надо отождествлять американскую и российскую премии" </B><B>Владимир Познер, президент Академии российского телевидения:<BR><BR></B>- Действительно, идея создания академии и нашего приза отталкивалась от EMMY, но в то же время их не надо отождествлять. Это разные награды. В Америке есть возможности, которых у России пока нет. Так что неправильно проводить параллели между нашей и их академиями и наградами.<BR><BR>В Американской академии телевизионных наук и искусств собрано 12-15 тысяч человек - в нее входят практически все сотрудники центральных и местных телекомпаний. Они платят членские взносы, за что получают право голосовать. В Лос-Анджелес приезжают не все - абсолютное большинство делегирует свои голоса выборщикам, которые и отсматривают программы. <BR><BR>В Америке же другое представление - их телеакадемия определяет лучших телевизионных ведущих, программы и вручает за них призы. Причем за год проходит пять церемоний, из которых по телевизору показывают только две, интересные зрителю, - программы прайм-тайма и шоу дневного эфира, так называемого day time. Все остальное - информационные номинации, спортивные и т.д. - вручается в сугубо профессиональном кругу. В этом мы пока отличаемся - в Академии российского телевидения 135 членов, никаких взносов не существует. В России даже слово "академия" понимается как собрание бессмертных. Как дальше мы будем развиваться, не могу сказать - у меня нет хрустального шара, в котором можно увидеть будущее. <BR><BR>