Ее прощальное алле-оп
Длящееся уже два года мировое турне самой знаменитой на свете армянки рекламируется как "прощальное": первый визит Шер в Россию имеет все шансы оказаться последним. Обозревателю Известий АЛЕКСЕЮ МУНИПОВУ показалось, что оно и к лучшему.<BR><BR>Свои финальные концерты Шер решила обставить так, чтобы ни у кого не повернулся язык назвать их скромными. За 40 лет сценической карьеры у нее накопилось так много песен, видеоклипов, дурацких интервью, париков и костюмов, что грех было бы не воспользоваться шансом продемонстрировать их все разом.<BR><BR>Концерт начался как-то очень стремительно и на такой ошеломляющей ноте, что впору было зажмуриться и заткнуть уши: никогда еще динамики в Кремле не грохотали так громко. Никогда еще здесь не слышали такого дискотечного баса, никто прежде не ездил так немилосердно по глазам прожекторами и не спускался откуда-то из-под потолка на специальном лифте.<BR><BR>Шер появилась в костюме, в котором западные зрители разглядели фантазию на русские темы ("Он вполне подошел бы доктору Живаго, живи тот в Лас-Вегасе", - написал обозреватель Toronto Sun), а российские без колебаний опознали традиционную шубку Снегурочки, только чуть более роскошную, чем обычно. Спев кавер-версию песни U2 "I Still Haven't Found What I'm Looking For", Шер сочла нужным объясниться: "Вы сейчас увидите немного странное шоу - смесь циркового представления и обычного поп-концерта" - и точно: по сцене забегали акробаты, взметнулись на лонжах воздушные гимнасты, а на сцену выехал слон, почти как настоящий.<BR><BR>В этом шоу все было сверх меры, чересчур: слишком много звука, блесток, танцномеров, шиньонов, нарядов, песен, видеовставок и гитарного завывания. И все это - в интерьерах, напоминающих отреставрированный рижский мюзик-холл: с пластиковыми лестницами, зеркальными шарами, цветомузыкой и американской версией балета "Тодес". Еще это было похоже на зал дорогого казино, ну и на цирк немножко.<BR><BR>Страшно признаться, но такую оглушительную сценическую нелепицу, граничащую с кичем, я видел только однажды - на питерских концертах мастера изящной рифмы <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/community/article163356">Филиппа Бедросовича Киркорова </A>в 1999 году. Но вот только если киркоровское представление выглядело одновременно натужным и потасканным, то буффонада Шер вызывает у публики исключительно приятное, глуповато-восторженное чувство. "Ее шоу казалось бы совершенно смехотворным, если бы не одно обстоятельство: оно работает, и еще как!" - справедливо замечает газета New York Times.<BR><BR>Действительно, работает: перед зрителем шипела поршнями и щелкала клапанами идеально сконструированная, сверкающая хромом, никелем и миллионами шоу-машина по выколачиванию эмоций. Концерт пролетел в одно мгновение: он так стремительно рвался от старта к финишу, что не было времени даже перевести дух. Ни секунды задержки, все отработано, пригнано, просчитано до мелочей. <BR><BR>Здорово, что в качестве первых концертов Шер нам досталось именно это зрелище: лучшие хиты, ностальгические кадры, грохот монет, все такое богатое, нарядное, нажористое. Шер переодевалась практически после каждой песни, демонстрируя свои наряды и парики разных лет, и радовала зал видеонарезкой из фильмов, клипов и концертов - хиппи-рок 60-х, диско 70-х, судорожные баллады 80-х, дуэты с Сонни Боно, Дэвидом Боуи, Элтоном Джоном, Jacksons 5 и куклой из Маппет-шоу.<BR><BR>Все это не может не заинтересовать даже самого далекого от творчества Шер слушателя - а таких в Кремле набрался полный зал. Ведь до альбома "Believe" (1998) Шер у нас толком не слушали, а самые знаменитые песни из ее репертуара в России известны в чужом исполнении: "Love Hurts" - в исполнении Nazareth, "The Beat Goes On" - в ремиксе All Seeing I, "Bang-Bang" - благодаря "Килл Биллу" и Нэнси Синатре (или - для старшего поколения - благодаря Лили Ивановой), а "I Got You Babe" 1965 года - лишь потому, что много лет спустя Шер умудрилась спеть ее с Бивисом и Баттхедом. <BR><BR>Жаль, что Шер не перемолвилась с залом ни единым словом: обычно она довольно много и смешно трещит в микрофон. Зато это сполна компенсировалось продолжительным архивным видеопоказом с отрывками из ток-шоу и телеинтервью разных лет. Смонтированные в духе песни Высоцкого "Я все вопросы освещу сполна", они были просто-таки гомерически смешны: Шер рассуждала о липосакции ("Да у меня с детства такие щеки! И прыщ на лбу тоже мой!"), однополой любви, мужиках, фигуре ("А сиськи я ношу в сумочке") и собственной манере одеваться, а венчалось все замечательной фразой: "После атомной войны выживут только тараканы - и Шер".<BR><BR>По окончании концерта в это веришь безоговорочно: мало есть на свете женщин (даже с поправкой на чудеса пластической хирургии), которые в 58 лет выглядели бы так ослепительно и были бы способны на такие сценические безумства. Конечно, второй раз выдержать эту амфетаминовую дискотеку, бесконечные гитарные соло в духе Whitesnake и "Bang Bang", безжалостно аранжированную под Rammstein, было бы сложновато, но хотя бы один раз выйти из зала оглохшим, обалдевшим и способным произнести только "Ух!" полезно каждому.