Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса

Что такое столичный архитектурный стиль?

0
Как изменится московская архитектура? (фото: А.Рахимбаев)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

18 мая, Москва отмечала день культурного наследия. Накануне даты на выставке "Арх-Москва" были выставлены три могильные плиты: памяти Манежа, Военторга и "Москвы", которые мы и наши потомки потеряли в минувшем году. А еще месяцем раньше (15 апреля 2004 года) "Известия" опубликовали <A href="http://admin:81/iz.ru/capital/article60188&quot; style="COLOR: blue" target="_blank">открытое письмо </A>президенту и мэру столицы, подписанное десятками уважаемых в России и мире людей, в котором, в частности, говорилось: <I>"За последнее десятилетие историческому облику столицы России был нанесен непоправимый ущерб. Утрачено множество зданий, являющихся памятниками архитектуры... Этот процесс приобретает лавинообразный характер... Практикуемая сегодня в Москве строительная политика по своей сути является преступной, антисоциальной и антигосударственной, лишающей будущие поколения граждан России исторической памяти"</I>. Публикация задела за живое многих - на свет появилось еще одно письмо интеллигенции ("Известия" от 12 мая 2004 года), где не менее уважаемые подписанты протестовали против огульных обвинений всего того, что делается в Москве <I>"на поприще сохранения памятников старины", где "за последние десять лет власти столицы добились значительных успехов"</I>. "Известия" решили продолжить эту горячую дискуссию на своих страницах. Сегодня ее начинает мэр столицы, завтра на полосе "Москва" продолжат архитекторы, политики и сами москвичи. <BR><BR>"Москва разрушается!" - один из наиболее громких лозунгов сегодняшнего дня. Но есть в нем некое лукавство. Чтобы так сказать о Москве, нужно иметь весьма причудливый и специфический взгляд и на прошлое города, и на его будущее. Архитектурная история Москвы неоднозначна, изобилует крутыми поворотами, нереализованными возможностями и, напротив, "случайностями" обстоятельств, предопределявшими направления развития столицы на многие годы. Но именно в этом - неповторимое "лицо" Москвы, ее судьба, ее "генетика". И прежде чем обсуждать вопрос о том, разрушается столица или нет, как она будет развиваться дальше, нужно остановиться и попытаться разглядеть, уяснить парадоксальность московской "истории в камне". Ведь наша задача не просто в том, чтобы сохранить для истории и потомков отдельные здания, "объекты" городской культуры и архитектуры. Гораздо важнее не нарушить тот "культурный код", ту цивилизационную модель, которая на протяжении веков определяла развитие Москвы. <BR><BR>"<B class=t11>Кто знает, каковы были помыслы Истории, когда загорался Манеж?"</B><BR><BR>Может быть, это прозвучит непривычно, но Москва в архитектурном смысле - город очень молодой. Пятисотлетний Кремль едва ли не самый старинный архитектурный комплекс города. А "старая", историческая Москва - лишь малая часть нынешнего огромного мегаполиса. На протяжении веков едва ли не каждый новый дом столицы сооружался на месте чего-нибудь уже существовавшего. И снесенные здания были зачастую достаточно интересны. Мир сегодня восторгается силуэтами Московского Кремля работы Аристотеля Фьораванти. Но для его возведения пришлось снести известняковую крепость, заложенную при Дмитрии Донском. А ведь именно по ней вся Москва и доселе зовется белокаменной. Да и позже: вспомните храм Христа Спасителя, строительство которого потребовало сноса старинного намоленного женского монастыря.<BR><BR>В архитектурной истории Москвы всегда, постоянно шла борьба "плана" и стихии жизни, столкновение "человеческой воли" и хода истории. В конце XV века со строительством Кремля и Китай-города начал воплощаться в жизнь первый "генеральный план" развития Москвы. Как свидетельствуют археологи, многие процессы, которые происходили тогда и в самом строительстве, и в массовом сознании, очень напоминают день сегодняшний. "Строительный бум", приглашение лучших архитекторов из-за границы, вывод "промышленности" из центра города, протесты общественности (тогда прежде всего духовенства) - это не про сегодняшний день, а про Москву XVI века. <BR><BR>Одновременно история Москвы - это еще и история нереализованных проектов. Что было бы, если бы в конце XVIII века Баженов реализовал свой проект практически полной перестройки Кремля? Точно мы не знаем. Но это уже была бы совершенно другая Москва. И другая Россия - ведь не будет преувеличением сказать, что воплощение этого замысла могло бы существенно повлиять на всю историю нашего государства. <BR><BR>Что было бы, вознесись на месте старого московского Зарядья, где нынче распласталась бетонной лужей гостиница "Россия", самая масштабная из всех сталинских высоток - Наркомат тяжелой промышленности? Случись это, и сегодняшние горячие дискуссии об архитектуре столицы показались бы нам игрой детей в песочнице. <BR><BR>А с другой стороны, "случился" же Калининский проспект, зовущийся москвичами Новым Арбатом только из потаенного чувства вины за порушенное предками. За Собачью площадку и Молчановку. За переулки Булата Окуджавы. И следовало бы задаться вопросом, а почему судьбе было угодно, чтобы это случилось. Кто знает, каковы были помыслы Истории, когда загорался Манеж? Может быть, восстановленные фермы Бетанкура, которые не будут больше стыдливо подпираться уродливыми металлическими колоннами и завешиваться пыльной тряпкой фальшпотолка, - это и есть тот долг, который мы должны отдать потомкам?<BR><BR>Диалектика явного и подспудного, архитектурного плана и "духа города" - вот это и есть подлинный "московский стиль". <BR><BR><B class=t11>"В московской культуре понятие копии иногда имеет не меньший смысл, чем оригинала"</B><BR><BR>Архитектурные вопросы у нас в Москве всегда очень политизированы и подвержены субъективным вкусам и архитекторов, и журналистов. Одни призывают "законсервировать город" навечно, другие, наоборот, - радикально перестроить, чтоб побольше "стекла и бетона"... Вопрос профессионального и эстетического самоопределения затмил все, а целью споров уже давно является самовыражение, а не поиск истины. <BR><BR>Я же предлагаю говорить по существу. Например, можно было бы серьезно обсудить тот феномен, что в московской культуре понятие копии иногда имеет не меньший смысл, чем оригинала. Потому что смысловая, историческая и культурная "нагрузка", которую несет в себе такая "копия", часто может быть и богаче, и глубже первоначального архитектурного решения. В том числе и поэтому пренебрежительное отношение к так называемым "новоделам" является весьма и весьма поверхностным. <BR><BR>Если кто-то считает, что дискуссии вокруг реконструкции памятников и так далее - это только современное, только московское явление, то это не так. Вопрос имеет тысячелетнюю историю. В Японии, например, через каждые 200 лет разбирают старые храмы и на их месте строят совершенно такие же, которые тоже существуют еще два столетия. Это - традиция поддержания исторической архитектуры. <BR><BR>Вообще, разговор о памятниках стал возможен только в ХХ веке. Когда в связи с развитием качественно новых систем городского транспорта город стал безудержно разрастаться во все стороны. Появилась возможность строить основную массу зданий на новых местах. Тогда и возникла идея массовой охраны архитектурных памятников, ранее технически невозможная. <BR><BR><B class=t11>"Что считать памятниками? "Россию"? "Москву"?"</B><BR><BR>Большинство великих зданий классической традиции, которыми сейчас восхищаются миллионы, в свое время были очень революционны. Если бы высота новых зданий всегда соответствовала высоте окружающей "исторической" застройки, великие готические соборы никогда бы не появились на свет. Кто-то в истории всегда был первым, придумавшим и создавшим эти отсутствовавшие прежде формы, чтобы потом они стали составной частью культуры. И кто-то был первым, чтобы их отринуть. <BR><BR>Москва в этом смысле ничуть не хуже, а во многом гораздо лучше других городов мира! Посмотрите, например, на соседство Шуховской башни на Шаболовке и памятника московского барокко - церкви Ризположения на Донской. Почти все знаменательные проекты архитектуры ХХ века ломали сложившуюся традицию, демонстративно не обращали внимания на эстетические каноны, упирая на функциональность. "Русский авангард" 20-х не имеет корней в предшествующих этапах. Конструктивист Мельников в каждом своем творении находил форму, идеально отвечающую в первую очередь назначению здания. По работам мастера будут учиться этому искусству еще многие поколения архитекторов. С другой стороны, классицист Жолтовский показал: новое содержание вполне можно вписать даже в самые старые формы. Такое умение очень полезно в нынешних динамичных условиях, когда назначение одного и того же здания меняется чуть ли не ежегодно. <BR><BR>Что считать памятниками? Нельзя считать таковыми "хрущевки" или "сталинки". Конечно, можно оставить их музейными экспонатами, однако против выступят все жители Москвы. А что касается "инфраструктурных" зданий (а именно такую роль играло большинство объектов - гостиницы, магазины и т.д., защищаемых ныне "культурной общественностью")... Они также олицетворяют собой тот же "социально-исторический" срез и были призваны играть вполне определенные функциональные роли. Сейчас же им искусственно присваивается несвойственное им значение. <BR><BR>Та же гостиница "Россия" никогда не пользовалась уважением архитектурной общественности. В какой-то мере заслуженно. Ее автор Дмитрий Чечулин всегда принципиально отрицал само понятие архитектурного ансамбля. И "Россия" буквально выламывается из окружения, возникшего по большей части еще в средневековье. Что бы ни возникло на ее месте - хуже не станет. А может быть, даже восстановится нарушенная гармония. <BR><BR>Да и с гостиницей "Москва" все заметно сложнее, чем в возмущенных статьях по поводу ее сноса. Щусевские интерьеры и декор, стилизованные под классику, плохо гармонируют с конструктивистской основой Савельева и Стапрана. Вторая очередь гостиницы (А. Борецкий, Д. Солопов, И. Рожин), построенная в 1976-78 годах, вообще лишь в самых общих чертах согласуется с первой. <BR><BR>Впрочем, эти архитектурные подробности меркнут на фоне подробностей исторических. "Москва" стоит на месте снесенного Охотного ряда, чьи каменные торговые палаты более века - срок, заслуживающий уважения! - были главным продовольственным рынком Москвы. Московская "архитектурная эклектика" - история вечного "подстраивания" и "притирки" одного к другому. Слияние старого и нового. "Диалог эпох" и их тест на совместимость...<BR><BR><B class=t11>"Нужно сохранять там, где можно сохранить. Нужно строить там, где нельзя не строить"</B><BR><BR>Есть у проблемы и экономический аспект. Поднять здание из руин, как у нас, к сожалению, сегодня часто бывает, - это стоит очень много. У государства таких денег нет. Значит, нужно искать какой-то разумный способ и разумный компромисс. Не нужно увлекаться лозунгами, надо смотреть по существу. <BR><BR>Прежде всего, нужно ясно представлять, что мы хотим получить в результате реконструкции разрушающегося памятника. Если только музейный экспонат, то на ближайшие десятилетия это бесперспективное вложение денег. Нужно ставить четкие цели, а далее можно находить инвесторов и жестко контролировать их. <BR><BR>Кстати, добрая половина зданий, о чьем состоянии стоит сегодня беспокоиться, находится под федеральной охраной. Вспомните хотя бы Дом Пашкова: единственное сохранившееся в столице творение Баженова разрушается уже добрых два десятка лет - ни былое союзное, ни нынешнее федеральное Министерство культуры все никак не найдет денег на заботу о нем. <BR><BR>Мы все эти годы памятниками занимались, в том числе и федеральными. Но федеральные - не значит, что они принадлежат Минкультуры. Это значит, что они всеобщего, национального значения. И если памятник всероссийского значения, то это говорит только о том, что о нем мы заботиться должны особо. Если он находится в Москве, то мы не можем оставаться в стороне. Столичное правительство ухитряется оплачивать сохранение, восстановление даже тех сооружений, от которых, по сути, остался только внешний контур. Городская политика в этом вопросе заключается в том, что нужно сохранять там, где можно сохранить. Нужно реконструировать там, где нельзя не реконструировать. Нужно строить там, где нельзя не строить. И в отдельных случаях - лучше не строить совсем, чем портить город. <BR><BR>Руководство города всегда с большим вниманием относится к мнению любых представителей общественности и различных ветвей власти (именно это и происходило, пока пытались урегулировать и отношения собственности вокруг Манежа, и предложения по его реконструкции). Город не мог не учесть множество точек зрения в этом случае, и поэтому процесс согласований занял довольно много времени. К огромному сожалению, подобное промедление роковым образом повлияло на судьбу крупнейшего исторического памятника, находившегося в далеко не блестящем инженерно-техническом состоянии. А ведь подобная ситуация складывается со многими архитектурными шедеврами, расположенными в Москве! Пока идут жаркие споры с общественностью, с представителями коммерческих и некоммерческих организаций, все здания подвергаются воздействию не только времени, но и техногенных факторов, гораздо более разрушительных. <BR><BR><B class=t11>"Нельзя забальзамировать живого человека. Это все равно что его убить"</B><BR><BR>Многие маститые архитекторы считают, что Москва не терпит никаких архитектурных новшеств, что это особый мир с особой архитектурной средой, которую нельзя нарушать. Некоторые сторонники этой точки зрения доходят в своей логике до полного абсурда и готовы настаивать на том, чтобы оставить все как есть даже в том случае, если памятники начнут рушиться. Но жить - значит меняться в потоке времени. Нельзя законсервировать, оставить без изменения пространство, в котором протекает действительная жизнь. Нельзя делать Москву городом одной эпохи, а тем более одного поколения. <BR><BR>Например, гораздо более важным и практическим вопросом, нежели решение архитектурных проблем, является решение задач инженерной реконструкции. Особую значимость имеет обеспечение гарантированной несущей способности основных элементов здания. Ведь не секрет, что фундамент, перекрытия этажей и стропильные конструкции множества памятников находятся в плачевном состоянии, а без решения этой проблемы, как правило, требующей значительного вмешательства в архитектуру здания, зачастую невозможно сохранить памятник. <BR><BR>Естественно, что погоня за функциональностью и экономической целесообразностью приводит ко множеству конфликтных ситуаций. Они известны и всем достаточно очевидны: нехватка стоянок для автомобилей; резкое сокращение пропускной способности магистралей в часы пик; ущемление прав пешеходов, вынужденных уступать жизненное пространство машинам; неустроенность мест времяпрепровождения молодежи и т.д...<BR><BR>Легко критиковать градостроительную политику города, направленную в первую очередь на решение проблем социального и экономического развития (катастрофической нехватки жилья и офисных площадей), уже имея и собственные квартиры, и собственные студии. Это не означает, что мэрия встает в оппозицию к старым москвичам, поколениями проживающим в городе, однако не надо забывать, что Москва все время представляла собой колоссальный "плавильный котел" всех национальностей России и бывшего СССР. Столица в стране одна, да и мегаполисов такого масштаба много быть не может. Поэтому желающих жить в Москве еще долго будет заметно больше, чем физически может в ней уместиться. Косвенно подтверждает это и постоянный рост объема московской недвижимости. Если современная архитектурная общественность знает какие-либо неизвестные специалистам способы улучшения санитарных и жилищных условий без ввода в строй новых площадей, то пусть их назовет. <BR><BR>И пусть нас не обманывают приманки для туристов - тихие улочки средневековых германских или французских городков. Бесчисленные автострады связывают эти городки в единые бурно живущие хозяйственные организмы. В немецком Руре уже вторую сотню лет невозможно понять, где кончается один - формально самостоятельный - город и начинается другой. <BR><BR>* * *<BR><BR>Город - как лицо человека. На лице же должны отражаться все изменения, иначе лицо превратится в посмертную маску. Нельзя забальзамировать живого человека. Это все равно что его убить. Пока он растет и развивается, к его облику будет прибавляться что-то новое. Москву, столицу, "лицо" нашей страны, нельзя заставить застыть, крикнув: "Остановись, мгновенье!"

Комментарии
Прямой эфир