Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Пророков больше нет

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

<A onclick="window.open ( &#39;http://iz.ru/cgi/lenta.cgi?id=385&num=10&#39; , &#39;photoWmd&#39; , &#39;top=0,left=0,width=565, height=720, status=0,resizable=1,scrollbars=1,toolbar=0&#39;);return false;" href="#"><FONT color=blue>Андрей Бильжо. Карикатуры в тему</FONT></A><BR><BR>День писателя был придуман в 1986 году, на 48-м конгрессе Международного ПЕН-клуба. Россия в ПЕН-клуб вступила три года спустя. Патронаж в данном случае вещь значимая. Когда в 1921 году Кэтрин Эрни Даусон-Скотт и Джон Голсуорси создавали ПЕН-клуб, это была первая наднациональная писательская организация, представлявшая интересы не государств и идеологий (ведь недавно закончилась Первая мировая война, принесшая миллионы жизней в жертву как раз государственным интересам), а словесного творчества как такового, то есть дела частного, приватного, с одной стороны, и представляющего общечеловеческую ценность - с другой.<BR><BR>В 1923 году Борис Пильняк, живший тогда в Лондоне, сделал попытку основать клуб русских писателей. В него должны были войти как писатели из Советской России, так и эмигранты. Разумеется, дело ничем не кончилось. В России решали прямо противоположные задачи. Писатель ставился на службу государству, превращался в идеологическое оружие. Быть вне политики уже означало подозрительную позицию.<BR><BR>Впрочем, в 1920-30-е годы ПЕН-клубу с трудом удавалось быть в стороне от политических страстей. На конгресс 1933 года в Дубровнике представители немецкого ПЕН-центра приехали в обновленном составе, исключив из своих рядов писателей еврейского происхождения и коммунистов. А в 1939 году перед конгрессом в Стокгольме Герберт Уэллс и Жюль Ромен готовили две разные декларации: Уэллс собирался заявить, что интеллигенция не будет принимать участия в новой войне, Ромен же собирался призвать писателей отстоять демократию перед надвигающейся угрозой нацизма.<BR><BR>Двадцатый век одержал победу над тоталитаризмом. Не без помощи писателей. Сегодня Международный ПЕН-клуб возглавляет Иржи Груша, чешский писатель, арестованный чехословацкими властями в 1974 году, а затем эмигрировавший в Германию. Сейчас он посол Чехии в Австрии.<BR><BR>Писательство стало частным делом, искусством. Кажется, отменены все запреты, сняты все ограничения. Успех определяется рынком, то есть интересами читателя. Массовый читатель клюет на триллер, детектив, эротику, готику, фантастику, скандал, закулисные тайны, откровенные признания. Писатель, этому потворствующий, может рассчитывать на успех и большие тиражи. У "высокого искусства" свой рынок, свой потребитель. И свой тираж. Но вот властителей дум, кажется, нет вовсе. Некому олицетворять "народную совесть", "нравственный идеал". Те, кто на эту роль претендует, вряд ли с ней справятся. Нет пророков среди писателей. Ни в своем отечестве, ни в чужом.<BR><BR>Зато есть политкорректность и проблемы подобного рода. Например, оскорбление религиозных чувств. Этот последний пункт, кажется, особенно актуален. Салман Рушди, Мишель Уэльбек, Орхан Памук - все это писатели, так или иначе столкнувшиеся с религиозным фанатизмом. Или ставшие жертвами политкорректности - это уж как посмотреть. В эти дни (со 2 по 4 марта) в Стамбуле проходит конгресс, организованный комитетом "Писатели в заключении" Международного ПЕН-клуба. И место, и время, кажется, выбраны не случайно.<BR><BR><STRONG>Властители дум или сфера обслуживания?</STRONG><BR><BR><STRONG><EM>Что думают писатели о своей роли в современной России</EM></STRONG><BR><BR><A style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/reading/article3048634&quot; target="_blank">Оксана Робски</A>, автор бестселлера "Casual":<BR><BR>"Я вижу эти лица, я вижу эти уши..."<BR><BR>Я считаю, что писатель сегодня - это социально активный человек с огромным чувством ответственности. Ответственности за тех, кто ему верит. Я много езжу по городам России, встречаюсь с молодежью и вижу эти лица, эти уши, готовые слушать. Это огромная ответственность. Я раньше об этом не думала.<BR><BR>Может ли писатель сейчас быть властителем умов - вопрос моды. Модный писатель - модный в хорошем смысле слова - так же влияет на умы, на мировоззрение, как, например, модный политик, актер, модельер. В первую очередь как личность - тем, как он говорит, что он делает. Я по себе это чувствую.<BR><BR>Писатель Валентин Распутин:<BR><BR>"Мы потеряли тиражи и читателей"<BR><BR>Сегодня в России читать стали меньше, писатель перестал владеть человеческими душами, превратился в развлекателя. Я имею в виду ту литературу, которая сейчас в ходу. Осталось, разумеется, старое письмо, но только у старшего поколения, и эта литература уже не пользуется спросом. Тиражи маленькие. Если в 1980-е годы "Роман-газета" выходила тиражом в полтора миллиона, а мои книги - в полмиллиона, то сейчас тираж в три тысячи уже считается хорошим.<BR><BR>Раньше ты знал, что тебя читают. Например, когда вышло "Прощание с Матерой", я получил сотни писем. Были всякие отзывы, одним нравилось, другим нет, но это было интересно. Не только писатель, но и читатель был общественной единицей, а сейчас читают только в поездах и самолетах. Берут книжечки и там же их бросают. В прежние времена мы рассчитывали если не на идеальное, то на нормальное общество. Сейчас общество перестало быть здоровым, и писатели, которые делают серьезные вещи, никому не нужны.<BR><BR>Поэт Лев Рубинштейн:<BR><BR>"Массовая литература должна существовать"<BR><BR>Мне кажется, чем общество авторитарнее, тем статус писателя в нем выше. Нынешняя ситуация правильная, естественная и приближается к западной норме. Там писательство означает профессию, а не власть над умами. То, что этой профессией люди, за редчайшим исключением, не могут заработать - тоже вполне международная норма. Там писатели, если они не авторы бестселлеров и не нобелевские лауреаты, подрабатывают либо преподаванием, либо журналистикой.<BR><BR>Массовые авторы, вроде Марининой или Донцовой, к умам не имеют никакого отношения. Но такой тип литературы должен существовать. И желательно не на самом низком уровне. В этом смысле я очень уважаю Бориса Акунина, который поднял жанр на определенную высоту.<BR><BR><B>Мнения собирала Наталья Кочеткова</B>

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...