Чтобы убить - нужно много знать
<A style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/culture/article3021841" target="_blank">Евгений Гришковец </A>и Александр Цекало сыграли премьеру спектакля "По По". Они на пару в течение полутора часов вспоминали рассказы Эдгара По. Спектакль получился смешным и жутким. <BR><BR>Как же симпатично это звучит: "Чтобы убить дядю, нужен багаж знаний". А вот еще одна обаятельная фраза: "У каждого из нас есть одноклассники или коллеги, которых похоронили заживо". Цекало с таким очаровательным недоумением говорит, что все его родственники "как-то у... умерли", а Гришковец так увлекательно описывает, как невесело<I> </I>это - "проснуться в гробу", что зал хохочет все сильнее. И чем больше слов вроде "умер", "убить" произносят Гришковец и Цекало, тем громче смех в зале. <BR><BR>Никакого кощунства. Так рассказывают сказки у камина, так доверительно, полушепотом разговаривают с другом или подругой. О предстоящем убийстве герои Гришковца и Цекало говорят так, словно предвкушают хороший обед; о том, как заживо замуровывают человека, рассказывают как о прогулке по весеннему лесу. Несоответствие уютных, домашних интонаций с темой страха смерти, ее предчувствия, ее неизбежности порождает в зале смех. Наверное, этим смехом каждый пытается защититься от того, о чем, собственно, идет речь. <BR><BR>Кажется, есть в этом неожиданном творческом союзе - Гришковца и Цекало - почти вызов: ну что у них общего, почему они на пару решили вспомнить рассказы Эдгара По? Но я бы посоветовал всем, кто пойдет на спектакль, забыть о богатом эстрадном прошлом Цекало - о том, как он выходил на сцену вместе с Лолитой, как кокетливо требовал: "Искупайте нас в овациях", о песенке "Маленький, маленький". Цекало здесь - равноправный партнер Гришковца, отличный рассказчик. Они перехватывают друг у друга инициативу, обмениваются историями. Для Гришковца это тоже почти эксперимент: возможность побыть в новом качестве, радикально не расставаясь со старым. <BR><BR>Гришковец как-то обмолвился, что делать новый спектакль - дело опасное. Действительно, с одной стороны, все ждут появления того обаятельного человека, который рассказывает о своем (нашем) детстве, о своих скромных, но очень непростых и таких знакомых переживаниях. С другой стороны - все готовы сказать: "И это снова он!" Зритель, который хочет, чтобы его ожидания оправдались, и вместе с тем разочарован, когда они оправдываются - сила опасная, и с ней ничего нельзя поделать. Гришковец и романы писал, и диски записывал, пытаясь во всех этих воплощениях оставаться самим собой. "По По" тоже посвящен одной из главных тем Евгения Гришковца - памяти. Он вроде бы пересказывает то, что запомнил из рассказов Эдгара По, но ведь память сама производит интерпретацию, и человек неизбежно проговаривается о своих страхах и желаниях. Гришковец начинает спектакль со слова "я", и кажется, сейчас вернется тот самый персонаж, который был так изумительно эгоцентричен. Но Гришковец вполне органично существует и рядом с Цекало, и в пространстве По, не расставаясь, однако, со своими фирменными интонациями. <BR><BR>В "По По" есть даже сквозной сюжетец. Цекало играет маньяка-симпатягу, который в детстве любимого дядю убил, а потом как-то вошел во вкус и беззлобненько, аккуратненько продолжал умерщвлять родных и близких. И когда в финале он интересуется у персонажа Гришковца, как тот хотел бы умереть и не желает ли он быть убитым лучшим другом, спектакль обретает сюжетную законченность. Конечно, никаких убийств нам не покажут. А под конец даже расскажут историю о человеке, который очнулся от смерти - он спал летаргическим сном. Первые его слова: "Я живой!" В этот момент так хорошо становится от того, что ты сидишь в уютном зале, можешь поаплодировать хорошему спектаклю, а потом пойти домой. И надеяться, что не будет в твоей жизни никаких "по".