Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

"Идущие вместе" пошли на Сорокина в Большом

0
"Порнографа вон из Большого" - такие лозунги держали в руках "Идущие" в надежде воспрепятствовать демонстрации на сцене театра оперы по либретто Сорокина (фото AFP)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Движение "Идущие вместе" продолжает <A style="COLOR: blue" target="_blank" href="http://iz.ru/culture/article1322998">преследовать писателя Владимира Сорокина</A>. Молодые подчиненные Василия Якеменко, уже успевшие прославиться акцией с огромным унитазом, куда они опускали книги Сорокина, в понедельник боролись за сохранение морального облика Большого театра. "Не допустить премьеру калоеда", "Порнографа вон из Большого" - такие лозунги держали в руках "Идущие" в надежде воспрепятствовать демонстрации на сцене театра оперы по либретто Сорокина. <BR><BR>Почти три года назад Большой театр заказал себе новую оперу. Этот жест уже сам по себе выглядел довольно отважно, но, как вскоре выяснилось, эта отвага не шла ни в какое сравнение с теми страстями, что театру пришлось пережить впоследствии. <BR><BR>Из двух авторов оперы под загадочным названием "Дети Розенталя" - это композитор Леонид Десятников и писатель Владимир Сорокин - главным для общественного мнения, вопреки всем законам жанра, оказался писатель. Его, а заодно и руководство Большого, обвинили в порнографии, некрофилии и других смертных грехах. Волна возмущения, инициированная деятельностью молодежной организации "Идущие вместе" и раздуваемая, как мыльный пузырь, докатилась в результате даже до Госдумы, которая, выслушав обеспокоенное выступление депутата Неверова, довольно уморительно решила разобраться в ситуации за три недели до премьеры - в театре в это время уже полным ходом шли репетиции под руководством именитого и вряд ли склонного к дурновкусию литовца Эймунтаса Някрошюса. Две представительницы думского комитета по культуре изучили сорокинское либретто и, вопреки всем чаяниям, ничего запретного там не обнаружили, что, впрочем, не помешало возникновению новой волны протестов.<BR><BR>В понедельник утром к зданию Большого театра подошли 50-70 студентов и принялись выкрикивать лозунги "Сорокин, вон из Большого! Депутаты Госдумы, мы с вами". <BR><BR>- Нельзя поганить сцену, на которой выступали Федор Шаляпин, Майя Плисецкая, - назидательно объяснял журналистам цель акции "начальник отдела культуры" "Идущих" Михаил Мясникович. Однако самое интересное заключается в том, что молодые люди, рьяно призывавшие руководство Большого снять оперу с постановки, не читали не только текст либретто, но и другие книги писателя. В этом активисты "Идущих" открыто признавались журналистам. С творчеством Сорокина, похоже, сумел ознакомиться только сам Василий Якеменко, который постановил: Сорокина нельзя и близко подпускать к Большому театру. Даже несмотря на то что текст либретто совершенно невинен. Впрочем, об этом Якеменко не знает:<BR><BR>- Я не читал и не знаю, в чем суть этой оперы, - признался Василий Якеменко "Известиям". Но на вопрос, каким образом можно протестовать против того, что не читал, у Якеменко ответ готов:<BR><BR>- Представим себе человека-педофила, который отсидел за изнасилование. Когда он вышел из тюрьмы, его можно брать воспитателем в детский сад? Такая же ситуация с Сорокиным. Этот человек - калоед, порнограф, матершинник. И это навсегда. Какая разница, что в этой пьесе он ничего такого не написал. Он от этого не перестает быть калоедом, - переживает Якеменко.<BR><BR>Сам Владимир Сорокин в недавнем интервью "Известиям" так прокомментировал нападки в его адрес: "Я бы посоветовал им сначала прочитать либретто, а уже потом делать какие-то заявления. В тексте не просто порнографии, даже эротики нет". <BR><BR><STRONG>Екатерина Бирюкова, Ольга Тропкина</STRONG><BR><BR><B class=t11>Опера "Дети Розенталя": в чем там дело? </B><BR><BR>В опере рассказывается фантастическая история про пятерых дублей композиторов-классиков, которых в советское время якобы смастерил некий ученый Алекс Розенталь. Коммунистические и перестроечные реалии (действие происходит в середине 70-х, потом в начале 90-х, а в промежутке вспоминаются сталинские времена) перемешаны с остроумными аллюзиями на оперные стили главных героев, что превращает сочинение в хитроумный и ироничный постмодернистский ребус, разбираясь в котором сам черт ногу сломит.<BR><BR>Опера начинается с интродукции, где "генетики в белых халатах" поют гимн методу дублирования, а Розенталь выводит свое творение - дубль Моцарта - распевая следующий текст:<I> "Плоть твоя // Будет расти, // В теплой матке // Сладко дремать, // Сил набираясь // В теле упругом // Советской женщины бодрой. // И через десять // Белых лун // Ты разорвешь // Ее ложесна, // И, окровавленный, // Выйдешь на свет, // Мир потрясая своим появленьем!"<BR><BR></I>Дальше следуют пять музыкальных миров, каждый из которых отсылает к творчеству одного из дублированных Розенталем гениев. Первый - Вагнер. Он (или она - партия поручена женскому голосу), понятное дело, неврастеник, его мучают ночные кошмары про лебедя, который появился было во всей своей красе, но <I>"Вдруг из крыл белоснежных // Брызнули черви! // Cловно град, застучали по свежей листве, // По моей голове, по лицу и рукам! // Лебедь больной спускался с небес, // Криком печальным скорбя о великой утрате!"<BR><BR></I>Вторым идет Чайковский, тоже довольно нервный персонаж, крайне взволнованный рождением младшего братика Моцарта. Его бенефисный номер - дуэт с няней, в котором та пытается его успокоить в лучших традициях оперы "Евгений Онегин":<I> "Петруша, успокойся. // Ты тоже в этой колыбельке // Лежал и плакал. // Что ж с того? // Я всех вас по ночам качала // Да нянчила: // Тебя, улыбу, // Вагнера-крикуху, // Сопелку-Верди, // Мусоргского-плаксу. // Вы все сосали грудь мою."<BR><BR></I>Мусоргский и его мир народной драмы показан во второй части оперы, которая протекает уже после смерти Розенталя, в ельцинскую эпоху. Место действия - площадь Трех вокзалов, где осиротевшие дети ученого бомжуют и подрабатывают музицированием, а местные проститутки выводят: <I>"Приголубим бела лебедя, // Приласкаем ясна сокола. // Очи черные, руки нежные, // Губы жаркие, ненасытные! // На быстру любовь тороватые!"<BR><BR></I>В проститутку Таню влюбляется 16-летний Моцарт, та отвечает взаимностью, но тут в дело вмешивается сутенер Кела, и начинаются вердиевские страсти. Дубль Верди, временами переходя от возбуждения на итальянский, встает на защиту влюбленной пары, разрывает подкладку своей старой куртки, вынимает отцовские золотые часы (заметьте, насколько все целомудреннее, чем в аналогичной сцене у Тарантино) и откупается от сутенера. Но без того, чтобы в финале все умерли, у Верди никак нельзя. Так что Кела подсыпает главным участникам оперы в водку крысиного яда.<BR><BR>Однако это не финал. Последняя картина происходит в институте Склифосовского и посвящена тому, с кого началась их опера, - Моцарту. Он выжил, потому что в его генах сохранился иммунитет на ртуть, которой его в свое время уже травили и которая содержится в крысином яде. Моцарта, однако, это его воскресение совсем не радует и у него, в отличие от старших братьев, даже не получается как-то музыкально себя проявить - все только какие-то чужие перепевы.

Комментарии
Прямой эфир