«Лев Борисов был крупнейшей личностью»
Рано утром в Москве на 78-м году жизни скончался актер Лев Борисов.
У младшего брата великого Олега Борисова была непростая судьба. В 1956 году Лев окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина и сразу же попал «на карандаш» ассистентов по актерам. Первая работа в кино — фильм «Аттестат зрелости», за которым последовали эпизодические роли в легендарных «Высоте», «Балладе о солдате», «Судьбе человека». Впереди — светлое будущее, всенародная слава, главные роли…
Но эпизоды так и остались эпизодами, и когда брат был в зените, Лев оставался все тем же малоизвестным актером эпизодов. Безумно талантливым и абсолютно неизвестным. Кто скажет, почему? Непростой характер? Судьба?
После окончания училища Борисов работал в Театре киноактера, затем перешел в Театр драмы на Спартаковской, далее семь лет в областном Театре имени А.Н. Островского, еще семь в Театре имени К.С. Станиславского…
В 1976 году после большого перерыва Борисов сыграл монтера Мечникова в захаровских «12 стульях». Опять стали предлагать эпизоды, изредка — главные роли: «Похождения графа Невзорова» у Панкратова-Черного, у Иосифа Хейфица в картинах "Вы чье, старичье?" и «Бродячем автобусе». С братом Олегом он сыграл лишь однажды — в 1987-м в фильме «Садовник».
Есть талант, воля. Но есть еще и судьба — настоящую, действительно всенародную славу Льву Борисову принесла одна единственная роль. Питерского бандита Антибиотика в сериале «Бандитский Петербург». Ее Борисов играл с таким смаком, на таком кураже, что вопрос «где он был раньше, почему играл так мало» не сходил с уст зрителей и профессионалов.
Есть большие роли, а есть роли, которые большими делают актеры — масштабом собственной личности. Таким был Лев Борисов и такими были его персонажи. Этого Антибиотика — хитрого, жестокого, матерого старого лиса с лицом грибника — так просто, на технике не сыграть. До подобных ролей надо дожить, дозреть. Тогда же, после ошеломительного успеха «Бандитского Петербурга», он, наконец, получил звание народного.
После роли у Бортко Лев Борисов стал сниматься чаще, но все-таки не настолько часто, как, наверное, мог бы. Больших ролей не было — больших ролей вообще мало.
Прощание с Борисовым пройдет в четверг, 17 ноября, в Большом зале Дома кино
Владимир Бортко, режиссер:
— До «Бандитского Петербурга» я его совершенно не знал — мне его предложила ассистент по актерам. Когда он появился на пробах, сразу стало понятно, что мы имеем дело с большим актером. Замечательным актером и крупнейшей личностью. И тот успех, который был у фильма, в значительной степени заслуга Льва Борисова. Мне очень обидно, что мы больше с ним не встретились.
Николай Досталь, режиссер:
— Мне довелось с ним поработать на двух картинах, для меня очень дорогих и значимых, — «Облако-рай» и в продолжении «Коля-перекати поле». Лев Борисов был замечательным артистом — тонким, умным, требовательным. С непростым характером, колючим. Но его колкость, как правило, была по делу.
Я познакомился с ним на картине «Облако-рай». У меня не было никаких сомнений, когда я приглашал его на роль. Не сказать, чтобы роль положительная — наоборот скорее. Но я был уверен, что Лев Борисов сделает ее объемной и неоднозначной. Он тот артист, у которых даже маленькие роли второго плана получались значительными, а его персонажи запоминались иногда лучше, чем главные герои. Что сказать — уходят лучшие артисты. Слава богу, мы будем видеть его на экране и помнить. Пусть земля ему будет пухом.