Режиссер шантажа: Британия давит на бизнес из стран — партнеров РФ
Соединенное Королевство закрывает доступ к банковскому сектору бизнесу из дружественных России стран, заявил «Известиям» посол РФ в Лондоне Андрей Келин. Всё это делается для усиления давления на Москву. По словам дипломата, Британия также применяет шантаж, запугивает деловые круги и навязывает российским партнерам отказ от сотрудничества с РФ в обмен на инвестиции в будущем — сейчас средств у Лондона на это нет из-за расходов на Украину. Подобным образом действует и ЕС, в новый пакет санкций которого, по данным СМИ, войдут ограничения против портов из Индонезии и Грузии. Кроме того, в Еврокомиссии подтвердили «Известиями», что соблюдение рестрикций обсуждается на переговорах о свободной торговле с другими странами и структурами.
Британия пытается помешать российской торговле
В публичных контактах с третьими странами британцы стараются быть максимально аккуратными и продвигать преимущественно позитивную повестку, конечно, не без традиционных русофобских заявлений, отметил в беседе с «Известиями» посол РФ в Лондоне Андрей Келин.
— Однако деструктивная кулуарная работа ведется. Британцы используют инструментарий односторонних ограничений против деловиков, в том числе и из дружественных нам стран. В первую очередь — лишают их доступа к своей банковской системе и сектору услуг. Применяют шантаж, запугивание, а также обман и мелкий подкуп, — уточнил дипломат.
Обычная схема, которую они навязывают российским партнерам: отказ от сотрудничества с РФ сейчас в обмен на инвестиции в будущем.
— На самом деле ничего этого не произойдет. Денег нет. Всё уходит на Украину или в лучшем случае крупнейшим мировым торговым державам, — подчеркнул Келин.
Сейчас правительство Стармера наращивает ограничения по трем направлениям. Во-первых, включает всё больше танкеров в санкционные списки: их число к февралю достигло 540. Во-вторых, под ударом оказались сети поставщиков в Турции, ОАЭ, Таиланде и Сингапуре, которые якобы обеспечивали поставки электроники для ВС РФ. В октябре 2025 года Лондон ввел санкции против четырех нефтяных терминалов в КНР и индийской компании Nayara Energy Limited. Ранее под ограничения попали несколько казахстанских и киргизских компаний.
Кроме того, 9 февраля управление по осуществлению финансовых санкций Великобритании опубликовало обновленные рекомендации. Британские официальные лица проводят регулярные консультации с финансовыми структурами в ОАЭ, Турции и Индии, требуя соблюдения санкций против РФ.
У Соединенного Королевства действительно есть возможность давления на торговых партнеров через создание технических барьеров, введение стандартов и требований к маркировке, что может усложнять доступ их товаров на британский рынок, сообщил «Известиям» старший научный сотрудник центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин.
— Лондон также использует влияние в глобальных финансовых институтах (FATF, G20) для регулирования потоков капитала и мониторинга сделок, — уточнил эксперт.
По его словам, Королевство не заинтересовано во введении санкций против Индии, потому что она входит в Содружество наций и имеет прочные торговые связи и совместные инвестиционные проекты. Совсем иначе дело обстоит с КНР: Британия придерживается антикитайской политики, которую навязывает ей в рамках «особых отношений» Вашингтон.
Как продвигается подготовка 20-го пакета санкций ЕС
Тем временем в Брюсселе готовятся к принятию очередного пакета антироссийских санкций. Утвердить его планируют на заседании глав МИД 23 февраля, а на следующий день перечень должен вступить в действие. По информации Euractiv, среди обсуждаемых ограничений рассматриваются запрет на обслуживание российских нефтяных танкеров, экспорт предметов роскоши в РФ, а также сокращение квот на импорт удобрений из нее.
Однако добиться консенсуса при принятии санкций будет непросто. По данным Bloomberg, Греция и Мальта выступают против главной меры пакета — замены неработающего потолка цен на нефть на полный запрет предоставления любых услуг для морских поставок этой продукции из РФ. Причина в том, что обе страны играют большую роль на рынке морского транспорта. Кроме того, Венгрия настаивает на исключении из черного списк» спортивных функционеров из России.
К слову, нельзя исключать, что Братислава и Будапешт прибегнут к блокированию нового пакета, чтобы добиться возобновления поставок нефти по трубопроводу «Дружба». Для этого же Венгрия уже прекратила поставки дизельного топлива на Украину. Ранее прокачка топлива по «Дружбе» была остановлена из-за повреждений. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо 15 февраля заявил, что Киев намеренно затягивает возобновление поставок, чтобы Будапешт согласился на вступление Украины в ЕС.
При этом Еврокомиссия стремится не просто установить новые запреты, а отрезать пути их обхода через посредников. Например, ЕС намерен ввести санкции против портов третьих стран — Индонезии и Грузии — за операции с российской нефтью. Обсуждается и внесение в «черные списки» новых компаний из Китая, Средней Азии и ОАЭ.
Еще в январе 2023 года ЕС назначил Дэвида О'Салливана спецпосланником по санкциям. Соблюдение рестрикций обсуждается на переговорах о свободной торговле, заявил «Известиям» официальный представитель Европейской комиссии.
— Наши соглашения о свободной торговле предоставляют привилегированную, основанную на доверии платформу для диалога и сотрудничества с нашими партнерами по целому ряду вопросов, включая вопросы, связанные с санкциями, — отметили в ЕК.
Ранее ЕС утвердил соглашение о зоне свободной торговли с Индией. «Известия» писали о том, что европейская сторона пыталась включить в документ пункт о соблюдении Нью-Дели части антироссийских санкций. На данный момент ЕК ведет переговоры о свободной торговле с Индонезией, Таиландом, Филиппинами и Советом сотрудничества арабских государств Залива.
Соблюдение санкций против России — часть дипломатических отношений ЕС с третьими странами в целом, сообщил «Известиям» евродепутат от Бельгии Руди Кеннес. По его словам, вполне вероятно, что предотвращение обхода санкций входит в список тем для переговоров.
— Эффективность принятия традиционных санкций ЕС снижается с каждым новым пакетом, расширение вторичных санкций остается практически единственным инструментом Брюсселя в его давлении на Россию, — считает политолог-германист Егор Белячков.
Эксперт заключил, что прессинг в отношении торговых партнеров России зависит от их веса на международной арене. Если на отдельные европейские страны легко оказать воздействие из-за их зависимости от Брюсселя, то в отношении Китая ЕС вынужден действовать аккуратно, чтобы не спровоцировать его на ответные меры, которые могут больно ударить уже по европейской экономике.