Автономный нажим: курды вольются в сирийскую армию к 2 марта
Интеграция курдских вооруженных формирований в структуры сирийского государства должна завершиться к 2 марта, сообщили «Известиям» в курдской администрации. Стороны поэтапно реализуют соглашение о передаче контроля над северо-востоком страны и включении «Сил демократической Сирии» (СДС) в состав правительственных войск, что станет ключевым тестом для переходного периода. Согласно договору, из курдов сформируют четыре бригады под руководством министерства обороны республики. Восстановление контроля над северо-восточными территориями страны, включая богатые нефтью и газом районы, позволяет центральным властям поставить точку в многолетнем противостоянии.
Дамаск возвращает нефтяные месторождения
Сирийские власти и курды приступили к финальной фазе реализации соглашения, подписанного 27 ноября 2025 года. Оно предполагает включение курдских формирований (разные отряды были объединены в СДС) в состав правительственных войск и силовых структур на северо-востоке страны.
Как сообщили «Известиям» в курдской администрации, реализация договоренностей должна завершиться 2 марта. Практическое исполнение соглашения началось с этого месяца. 3 февраля правительственные силы вошли в Камышлы, а также в ряд других районов северо-востока страны, которые ранее находились под контролем курдской коалиции СДС. В последующие дни сирийские силы внутренней безопасности продолжили развертывание в зонах присутствия СДС.
— Соглашение с Дамаском вступило в силу 2 февраля, оно знаменует переход от вооруженной борьбы к политической после многих лет конфликта. Документ направлен на прекращение кровопролития, предотвращение новых войн и защиту нашего народа от угрозы уничтожения. Курды боролись с ИГ (ИГИЛ, организация признана террористической и запрещена в России) не для того, чтобы вновь оказаться на обочине, а для партнерства в строительстве Сирии, — заявила «Известиям» глава департамента внешних связей автономной администрации северо-востока Сирии Ильхам Ахмед.
Автономная администрация Северо-Восточной Сирии (ААСВС) — это де-факто самоуправляемое образование в этом регионе страны, контролируемое преимущественно курдскими силами, вооруженное крыло которых представлено СДС. Администрация не признана официально сирийским правительством и резко критикуется Турцией. ААСВС пользуется активной поддержкой со стороны США.
Выполнение соглашения разбито на четыре этапа и рассчитано примерно на месяц. Первоначально основной акцент делается на вопросах безопасности и военного присутствия.
Далее предусмотрена административная передача государственных учреждений в Хасеке и Кобани, затем — контроль над пограничными переходами, аэропортом и ключевыми объектами инфраструктуры. Заключительная стадия предполагает запуск процесса военной, силовой и гражданской интеграции курдских структур в систему сирийских государственных институтов.
По линии военного урегулирования стороны договорились о включении СДС в структуру сирийской армии путем формирования четырех бригад, все они будут подчиняться министерству обороны САР.
Одновременно предусматривается отвод правительственных войск и сил СДС от линий соприкосновения, а также запрет на размещение тяжелых вооружений в городах. Курдские силы внутренней безопасности на переходный период окажутся под контролем структур, связанных с Дамаском, после чего будут выведены из городов.
Поддержку Сирии в переходный период выразила Россия. Президент РФ Владимир Путин на переговорах с сирийским коллегой Ахмедом аш-Шараа 28 января поздравил его с тем, что процесс восстановления территориальной целостности страны набирает обороты.
В МИД РФ заявили 2 февраля о готовности оказывать содействие сирийскому народу и руководству страны, в том числе в решении экономических проблем, которые остаются одними из наиболее острых в условиях постконфликтного восстановления. 4 февраля в Дамаск прибыл замминистра обороны РФ, генерал армии Юнус-Бек Евкуров для переговоров об укреплении военного сотрудничества между двумя странами.
Курдская проблема в Сирии
Курдский вопрос представляет один из наиболее сложных элементов сирийского политического ландшафта. Этот ираноязычный народ — крупнейшее этническое меньшинство страны, компактно проживающее на северо-востоке, — на протяжении десятилетий сталкивался с дискриминацией. До начала конфликта 2011 года сотни тысяч курдов не имели сирийского гражданства, а уровень безработицы в этих районах достигал критических значений. Лишь на фоне массовых протестов Дамаск в 2011-м предоставил гражданство значительной части курдского населения.
После начала активной фазы войны и наступления группировки ИГ курдские формирования стали одним из ключевых участников борьбы с терроризмом. Военные успехи СДС при поддержке США позволили курдам установить контроль над обширными территориями, включая районы с крупнейшими нефтяными месторождениями страны. При этом курдская администрация заявляла, что не стремится к отделению от Сирии, настаивая на широкой автономии и гарантиях прав своего народа.
Теперь эти территории постепенно возвращаются под контроль центральных властей. Итог интеграционного процесса, который должен завершиться в начале марта, во многом определит не только будущее курдских районов, но и параметры политического урегулирования в Сирии в целом.
— Возврат контроля над нефтяными месторождениями позволяет Дамаску восстановить потоки доходов от экспорта углеводородов. Это может стать стабилизирующим фактором для бюджета, хотя в краткосрочной перспективе эффект ограничен из-за необходимости ремонта инфраструктуры и логистических проблем. В долгосрочном плане это обеспечивает стратегическое преимущество и потенциал роста производства, — рассказал «Известиям» сирийский эксперт Мухаммед Надир Аль-Амри.
При этом риск новой эскалации конфликта между курдами и центральными властями сохраняется. Мартовское соглашение 2025 года, направленное на объединение СДС с сирийскими институтами, не было реализовано к концу года, что привело к новым столкновениям в Алеппо и на северо-востоке.
Хотя январское соглашение включает передачу контроля над нефтяными месторождениями, пограничными пунктами и административными структурами, взаимное недоверие остается сильным: курдские лидеры опасаются потери автономии и преследования.
Региональные факторы, включая давление со стороны Турции, могут спровоцировать нарушения перемирия. Анкара считает, что у СДС нет будущего в политической системе Сирии, поскольку они были связаны с Рабочей партией Курдистана, признанной Турцией террористической.
Затягивание или срыв переговоров о деталях интеграции, как это было ранее, могут спровоцировать новый конфликт, нивелируя усилия по восстановлению единства Сирии.