Демпфер на бочку: нефтяники просят увеличить им топливные выплаты
Нефтяники хотят получать больше денег по демпферу. Предлагается внести изменения в формулу его расчета на фоне большого дисконта на российскую нефть. Скидка Urals к Brent уже достигла $20 за баррель, что может привести к отрицательным демпферным выплатам по итогам декабря — порядка 13 млрд рублей в пользу бюджета. В связи с этим «Лукойл» направил в Минэнерго предложения об ограничении учитываемого дисконта на уровне $10–15 за баррель. Вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам проработать этот вопрос, выяснили «Известия». В Минфине уже заявили, что пока не видят необходимости в корректировке параметров демпфера. Эксперты при этом отмечают, что для устойчивой стабилизации топливного рынка требуется возвращение экспортных пошлин на нефтепродукты и формирование рыночных механизмов ценообразования не только на бирже, но и в рознице.
В чем суть предложений нефтяников
«Лукойл» направил в Минэнерго свои предложения по изменению формулы расчета демпфера, чтобы увеличить по нему выплаты (копия письма есть в распоряжении «Известий»). Нефтяники обеспокоены ростом дисконта на российскую Urals к Brent, что, по их мнению, привело «к переходу демпферных выплат в отрицательную зону».
— В условиях усиления санкционного давления вновь наблюдается резкий рост дифференциала Brent к Urals до $20 за баррель, что приводит к сокращению демпфера и снижению эффективности производства и поставок топлива на внутренний рынок, — говорится в письме нефтяной компании в ведомство.
Поэтому в «Лукойле» предложили на законодательном уровне установить предельные ограничения по разнице в ценах на сырье при определении коэффициента для расчета демпфера в размере $10–15 за баррель, которых в настоящее время не существует.
Демпфирующий механизм был создан в 2018 году как инструмент, который защищает внутренний рынок от риска возникновения дефицита топлива. Чтобы его производители были заинтересованы продавать бензин и дизель внутри страны даже тогда, когда мировые цены значительно выше внутренних, государство компенсирует нефтяникам разницу в цене. Так, если экспортная цена бензина и дизеля выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует компаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ и наоборот. Демпфер выплачивается только в том случае, если средняя оптовая цена топлива за месяц не выросла больше, чем индикативная (условная внутрироссийская) на 10% на бензин и 20% на дизтопливо. Индикативная цена бензина на внутреннем рынке на 2026 год для расчета демпфера — 67 300 рублей за 1 т, дизтоплива — 58 950 рублей за 1 т.
По словам заместителя председателя комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, «позиция отрасли о необходимости очередной корректировки демпфера, отраженная в протоколе декабрьского заседания федерального штаба у вице-премьера Александра Новака, сформирована под давлением внешней конъюнктуры».
Источник «Известий» в отрасли рассказал, что Александр Новак дал поручения Минфину, Минэкономразвития и Минэнерго проработать этот вопрос и представить в правительство согласованные предложения о целесообразности такой корректировки.
Еще один собеседник издания, знакомый с ходом обсуждения вопроса, рассказал, что в минувшую пятницу, 23 января, также состоялось совещание у вице-премьера Новака, на котором обсуждалась эта тема. По его словам, позиция Минфина была отрицательной, а в Минэнерго предложили ввести мораторий на выплаты.
«Известия» направили запросы в аппарат вице-премьера, а также в «Лукойл», Минэнерго, Минэкономразвития и Минфин.
В финансовом ведомстве заявили, что не видят «необходимости в корректировке параметров демпфера из-за принятия им отрицательных значений только по итогам одного месяца (декабря)».
— Такая ситуация сложилась из-за увеличения дисконта на российскую нефть, что привело к превышению его значений коэффициентом «Вспр», который используется при расчете демпфера. При этом в предыдущие годы встречалась ситуация, когда дисконт на российскую нефть превышал коэффициент «Вспр», причем довольно существенно. Однако изменения в формулу расчета демпфера в интересах бюджета в указанные периоды не вносились, — напомнили «Известиям» в Минфине.
По словам Юрия Станкевича, решение по этому вопросу пока не принято, а позиция Минфина продиктована дефицитом федерального бюджета.
— Устойчивая тенденция к снижению получаемых компаниями компенсаций вымывает из отрасли столь необходимый инвестиционный ресурс, — отметил депутат.
Сколько заплатят нефтяники по итогам декабря и января
Осенью 2025 года минфин США ввел санкции в отношении двух российских компаний — «Роснефти» и «Лукойла». По словам управляющего партнера компании «ВМТ Консалт» Екатерины Косаревой, это снизило привлекательность российского сырья для покупателей.
— Если в сентябре дисконт на Urals составлял порядка $10 за баррель, то к концу года он вырос до $20 за бочку нефти. Покупатели зачастую требуют больших скидок из-за неопределенности поставок и возможных вторичных санкций, — напомнила она.
Управляющий партнер компании Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин отметил, что демпфер работает симметрично в обе стороны: когда экспортная альтернатива выше условной внутренней цены, бюджет доплачивает НПЗ, чтобы топливо оставалось на внутреннем рынке. А когда экспортная альтернатива падает ниже условной цены, деньги получает бюджет.
По данным Минфина, по итогам 2025 года демпферные выплаты нефтяникам составили 881,8 млрд рублей против 1,815 трлн по итогам 2024-го. При этом если за октябрь они получили 64,7 млрд рублей, то за ноябрь — 57,8 млрд.
По словам Дмитрия Касаткина, при существующей формуле расчета, по итогам декабря и января, уже нефтяники должны будут заплатить в бюджет. Если формула не будет изменена, то в бюджет направится порядка 47 млрд рублей.
Он отметил, что из-за падения цен на нефть и нефтепродукты на внешних рынках, а также из-за снижения дисконта на российскую Urals, расчетный демпфер ушел в отрицательную зону и теперь нефтяники должны будут по итогам декабря заплатить в бюджет порядка 13 млрд рублей.
— В январе этот минус еще увеличится по двум причинам, которые заложены в формулу демпфера: во-первых, вырос параметр «Вспр» (специальный коэффициент, который позволяет снижать выплаты нефтяникам из госбюджета по топливному демпферу), он фактически снижает расчетную экспортную альтернативу в рублях при расширении дисконта, во-вторых, проиндексировали условные цены в формуле. Поэтому при нынешнем курсе рубля и котировках суммарно по бензину и дизелю выплаты нефтяников в бюджет могут составить около 34 млрд рублей за январь, — отмечает собеседник.
Нужно ли менять параметры демпфера
Генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамара Сафонова напомнила, что по итогам декабря 2025 года произошла значительная «просадка» не только доходов российских нефтегазовых компаний, но и нефтегазовых доходов бюджета.
По данным Минфина, этот показатель за 2025-й составил 8,476 трлн рублей против 11,131 трлн годом ранее. Падение составило 23,8%.
— Дополнительные выплаты демпфера усилили бы негативный результат для бюджета. В этой связи для соблюдения баланса интересов государства и компаний нефтегазового сектора важно переломить тренд необоснованного дисконтирования российских энергоресурсов, — считает Тамара Сафонова.
По ее мнению, для этих целей возможно устанавливать на госуровне ультимативный предельный уровень дисконтов, превысив который компании не вправе были бы торговать на внешнем рынке.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что дополнительные выплаты нефтяников в бюджет только обрадуют широкую общественность. Но, по его мнению, существует и другая сторона медали.
— Наша система ценообразования на внутреннем рынке моторных топлив носит частично регулируемый характер. В рамках нее розничные цены могут на продолжительный период времени оказываться ниже оптовых. То есть бензин может продаваться в минус. То же самое справедливо и для дизельного топлива. Такая ситуация бьет по экономике заправок, но защищает простого потребителя от резких скачков цен — на 10–20 рублей в течение нескольких недель, — отмечает собеседник.
В этом ключе, по мнению Александра Фролова, демпфер может рассматриваться в качестве одного из средств, благодаря которым частичное регулирование цен может работать, так как он обеспечивает финансовую подушку безопасности.
— В этом смысле любые донастройки демпфирующей надбавки, которые компенсируют неблагоприятные внешние воздействия, стоит рассматривать как усиление мер защиты потребителя нефтепродуктов на внутреннем рынке, — считает он.
По мнению Екатерины Косаревой, в нынешней ситуации демпферные споры не окажут влияния на внутренний топливный рынок.
— Безусловно, особенности фискальной системы оказывают влияние на инвестиционную привлекательность нашей нефтепереработки. Но в ближайшее время демпферные споры не окажут влияние на внутренний рынок. Запас топлива есть, идут разговоры о снятии запрета на экспорт на месяц раньше, — отметила эксперт.
По ее мнению, для стабилизации топливного рынка в России нужно вернуть экспортные пошлины на нефтепродукты и установить рыночные отношения не только на бирже, но и в рознице.