Долгий путь домой: 35 лет назад жители Крыма высказались против Украины
20 января 1991 года жители Крыма на первом в истории СССР референдуме честно высказались о будущем полуострова, проголосовав за независимость от Украины. Как это было, вспоминали «Известия».
Российский Крым
Таврида вошла в состав России в 1783 году, без единого выстрела. До 1945 года Крым имел статус автономной республики в составе РСФСР. После войны полуостров преобразовали в Крымскую область — разумеется, также в составе РСФСР. А в 1954-м Никита Хрущев без общественной дискуссии, без обсуждений передал Крым в состав УССР. Пока союзная власть сохраняла силу, крымчане старались не придавать значения тому, что они оказались жителями Украины. Главным было то, что они оставались гражданами Советского Союза. Но в конце 1980-х в Киеве всё громче зазвучали националистические, сепаратистские призывы. В ответ на полуострове всё популярнее становилось движение за возвращение автономного статуса.
Главная база Черноморского флота, Севастополь был городом многонациональным. Среди моряков преобладали сторонники сохранения Советского Союза. В случае распада страны они не представляли себя вне России, вне Черноморского флота, основанного во времена Екатерины II, когда поселения Ахтияр стало горделивым Севастополем. Город-герой стал инициативным центром борьбы за российский выбор Крыма.
Опасность украинизации
В наэлектризованной атмосфере поздней «перестройки» националистические настроения усилились. На Украине началась борьба с русским языком. В Крыму осознавали, насколько опасны такие тенденции. На полуострове заявляли о себе сторонники воссоединения с Россией, которые стремились не допустить украинизации Крыма.
Штабом этого движения стал Крымский областной совет во главе с Николаем Багровым. Они считали, что решать судьбы полуострова вправе только граждане Крыма — большинством голосов. Чтобы обеспечить правовую состоятельность такого решения, в первую очередь, нужно было восстановить крымскую автономию. Ведь на начало 1991 года Крым оставался всего лишь областью в составе Украинской ССР... Большинство крымчан не устраивало такое положение дел.
В первые дни 1990 года идея плебисцита о восстановлении крымской автономии овладела умами. Она соответствовала тому политизированному времени, когда на волне гласности граждане с особенным жаром стремились принимать участие в общественной жизни. Споры о статусе полуострова, о будущем Советского Союза и Крыма можно было услышать повсюду.
Активным противником украинизации Крыма был председатель севастопольского горсовета Юрий Ступников. Он предлагал по вопросу статуса Крыма организовать не референдум, а переговоры с представителями всех заинтересованных сторон — руководства СССР, УССР и РСФСР, чтобы решить вопрос твердо. Ступников подчеркивал, что Севастополь — город союзного значения, он немыслим без Союза, без большой державы. Но последнее касается и всего полуострова. Эту точку зрения поддерживало большинство жителей Крыма. Особую активность проявляли ветераны Великой Отечественной, лучше других понимавшие опасность национализма. Впрочем, идея независимости от Киева объединяла все поколения крымчан. Даже школьники в то время проводили политические митинги и отказывались учить украинский язык... Агитация в прессе шла вплоть до дня голосования.
Судьба референдума
Свою партию играл в этой политической пьесе председатель Верховного Совета УССР и будущий президент Украины Леонид Кравчук. Сначала он убеждал депутатов Крымского областного совета доверить судьбу полуострова всеукраинскому парламенту. Потом, убедившись в том, что это невозможно, согласился с идеей референдума, понимая, что восстановления крымской республики не избежать. После подсчета голосов Кравчук приложил все усилия, чтобы, не считаясь с мнением крымчан, утвердить автономный статус полуострова в составе Украины. Верховный совет УССР принял закон, согласно которому Севастополь, вопреки результатам референдума, вошел в состав новой автономии с потерей статуса города особого подчинения.
За юридическую подготовку референдума отвечал Павел Евграфов, в будущем — и.о. председателя Конституционного суда Украины, скончавшийся в 2015 году. Вопрос, вынесенный на голосование, был сформулирован так: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?». Показательно, что в этой формуле не шла речь об Украинской ССР. Севастопольцы параллельно отвечали еще и на вопрос о статусе своего города.
Несмотря на то что референдум 20 февраля 1991 года в СССР проводился впервые, всё удалось организовать безупречно. Явка избирателей оказалась рекордной. В голосовании приняли участие 1 441 019 избирателей, или 81,37% населения, имеющего право голоса. За воссоздание автономии ответили 1 343 855 (93,26%) граждан, пришедших к избирательным урнам. Против — 5,64%. Результат не вызывал сомнений. 97% жителей Севастополя высказались за статус «главной базы Черноморского флота, города союзно-республиканского подчинения». Фактически люди голосовали за выход из состава Украинской ССР, ведь в вопросе речь идет о воссоздании Крымской АССР, которая до 1945 года входила в состав РСФСР.
После подсчета голосов и на его основании крымский парламент принял «Декларацию о государственном и правовом статусе Крыма», в которой говорилось: «Крымский областной Совет народных депутатов... заявляет о праве народов Крыма на воссоздание государственности в форме Крымской АССР как субъекта Союза ССР и участника союзного договора». Это означало разрыв с Украиной, выход из-под ее юрисдикции. Напомним, что до распада Советского Союза оставалось почти десять месяцев. И, если союзные республики имели право выхода из СССР, то крымчане считали себя вправе покинуть Украину. Началась разработка Конституции Республики Крым.
Но Киев не замедлил с ответным ходом. 12 февраля 1991 года Верховный Совет УССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики». Руководство Украины смирилось с восстановлением крымской автономии, но — еще до распада Советского Союза — поторопились утвердить формулу «Крым — республика в составе Украины».
Крымчан это не устраивало. Они надеялись на поддержку России. Да, в нашей стране и в то время многие осознавали необходимость воссоединения с Крымом — сначала экономического, а потом и политического. Такого мнения придерживался и открыто его выражал первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак. Эту точку зрения разделял и московский градоначальник Юрий Лужков. Но в окружении президента Бориса Ельцина господствовала иная оценка ситуации. Правительство России не поддержало усилия крымских патриотов.
И все-таки референдум 1991 года, первый в истории нашей страны, стал важным этапом в долгом и нелинейном процессе возвращения Крыма в родную гавань. Голосование оказалось не напрасным. С тех пор стремление к независимости и к воссоединению с Россией на крымских берегах не умирала никогда. Сегодня Крым — республика в составе Российской Федерации. Таким и видели свое будущее миллионы крымчан, проголосовавшие на референдуме 1991 года.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»