Статистика против практики: где и каких врачей не хватает в России
Обеспеченность россиян врачами приблизилась к плановому показателю, установленному на 2030 год, — 43,46 врача на 10 тыс. населения. В ноябре 2025 года на 10 тыс. населения приходилось уже 43,45 врача. Однако это не покрывает дефицита медиков, считают эксперты. О том, почему показатель не отражает реальную обеспеченность врачами, каких докторов не хватает и где, как решить проблему дефицита кадров — в материале «Известий».
Как Россия обеспечена врачами
За 11 месяцев 2025 года обеспеченность врачами в медицинских организациях выросла с 41 до 43,45 врача на 10 тыс. населения, следует из данных Минздрава, опубликованных в ЕМИСС. Речь идет как о государственных, так и о частных медорганизациях, которые участвуют в реализации программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
При этом показателя 43,46 врача на 10 тыс. россиян власти планировали достичь к 2030 году. Такая цель прописана в указе президента от 8 декабря 2025 года № 896 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2030 года».
Как отмечала в октябре вице-премьер Татьяна Голикова, благодаря мероприятиям федерального проекта «Медицинские кадры» с января по сентябрь 2025 года обеспеченность населения врачами увеличилась на 12,7 тыс. человек, специалистами среднего медицинского звена — на 9,2 тыс. человек.
— На рост обеспеченности врачами, вероятнее всего, повлияло несколько мер, в том числе активность региональных властей по привлечению кадров и социальные выплаты для сельских медиков, предусмотренные постановлением правительства от 20 марта 2024 года № 343. Врачам такие выплаты составляют 50 тыс. рублей, медицинским сестрам — до 30 тыс. рублей, — комментирует «Известиям» доктор медицинских наук, MBA в области управления здравоохранением, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузель Улумбекова.
Главный врач «Скандинавского центра здоровья» Наталья Гаврилова связывает рост численности медицинских кадров с действием программы «Земский доктор» и ее городских аналогов, развитием целевого обучения, а также с перераспределением нагрузки внутри системы здравоохранения.
По ее словам, выпускники 2020–2024 годов, обучавшиеся по целевым квотам, массово пришли работать в медорганизации, а передача части функций среднему медицинскому персоналу позволила врачам обслуживать больше пациентов.
Сколько медиков не хватает
Несмотря на быстрый рост обеспеченности врачами и приближение к плановому показателю, в России сохраняется дефицит кадров. В системе здравоохранения страны не хватает около 23,3 тыс. врачей и 63,6 тыс. среднего медицинского персонала, заявлял в конце февраля 2025 года глава Минздрава Михаил Мурашко. На запрос «Известий» об актуальных данных на момент публикации в министерстве не ответили.
Согласно исследованию ВЦИОМ, опубликованному 2 декабря, 52% россиян заявили о недовольстве качеством медицинского обслуживания, основной причиной респонденты назвали дефицит кадров и компетенций медработников.
В 2024 году в России было около 558 тыс. врачей, а обеспеченность составляла 38,2 человека на 10 тыс. населения. Такие данные приводятся в сборнике Минздрава и Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ (ЦНИИОЗ) «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. I Часть. Медицинские кадры».
Гаврилова считает, что в статистике обеспеченности врачами нужно учитывать также качество данных и распределение специалистов по России.
— Включает ли статистика всех работающих врачей или только штатные единицы? Важно и распределение — в Москве показатель может достигать 70–80, а в некоторых регионах — например, Тыве, Забайкалье — не превышать 30, — говорит Гаврилова.
Проблема не в общей цифре, а в структурных дисбалансах, утверждает главврач СЦЗ. Среди таких, например, концентрация врачей в крупных городах и нехватка узких специалистов.
По словам Улумбековой, если есть официально признаваемый дефицит врачей и недовольство населения доступностью бесплатной медицинской помощи — значит, специалистов действительно не хватает.
— В Германии более 40 врачей на 10 тыс. населения, а Норвегии и Австрии около 50. В нашей стране в целом обеспеченность врачами должна быть выше, чем в странах Европы. Так как у нас большие расстояния и меньшая плотность населения, соответственно, в местах даже с небольшим количеством населения должен быть обязательно медик, — отмечает эксперт.
Каких врачей не хватает и где больший дефицит
В целом по России в государственных клиниках ощущается нехватка терапевтов и педиатров, а также неврологов, офтальмологов, эндокринологов, онкологов, психиатров, наркологов, врачей скорой помощи и реаниматологов, говорит Гаврилова.
По данным сборника Минздрава и ЦНИИОЗ, на 2024 год в России было 62,6 тыс. терапевтов (обеспеченность — 5,39 врача на 10 тыс. населения), 50,5 тыс. педиатров (16,86 врача), 19,7 тыс. неврологов (1,35 врача), 12,65 тыс. офтальмологов (0,87 врача), 6,8 тыс. взрослых (0,59 врача) и 1,3 тыс. детских эндокринологов (0,44 врача), 11,3 тыс. онкологов (0,77 врача), 11,76 тыс. психиатров (0,8 врача).
В частных клиниках сохраняется дефицит высококвалифицированных хирургов, а также врачей редких специальностей и специалистов с научной репутацией. В государственных медицинских учреждениях регионов, по словам Гавриловой, особенно остро не хватает хирургов, акушеров-гинекологов, рентгенологов и врачей функциональной диагностики.
— Дефицит врачей наиболее выражен в тех регионах, где ниже средняя оплата труда в экономике. Например, во Владимирской, Калужской, Костромской, Курганской, Псковской областях обеспеченность врачами составляет около 30 на 10 тыс. населения, что на четверть ниже, чем в среднем по России и тем более ниже, чем в более обеспеченных регионах, например в Санкт-Петербурге, где она превышает 50 на 10 тыс. населения, — говорит Улумбекова.
Почему в России не хватает врачей
Причин дефицита кадров несколько. По словам руководителя направления развития бизнеса «UIS.Медицина», члена Национальной ассоциации управленцев здравоохранения (НАУЗ) Максима Вереникина, ключевыми факторами остаются высокая нагрузка, неконкурентный уровень доходов по сравнению с альтернативными возможностями на рынке труда, а также устаревшая материально-техническая база.
— Мы видим значительный уход врачей в частные клиники, где их привлекают лучшие условия труда, возможность работы на современном оборудовании и более гибкая организационная среда. При этом параллельно и, что критично, на входе в систему происходит снижение числа тех, кто остается в профессии: до 40% выпускников медицинских вузов не приходят работать по специальности, что означает огромные потери инвестиций в образование, — рассказывает Вереникин.
Средняя месячная зарплата врачей, работающих в госклиниках, за январь – июнь 2024 года составляла 121 тыс. рублей, следует из данных Росстата. В Москве специалисты получали 212,6 тыс. рублей, в Подмосковье — 139 тыс. рублей, в Петербурге — 153,7 тыс. рублей, в Ленобласти — 112,5 тыс. рублей. Наименьшая зарплата у врачей в Ингушетии — 57,6 тыс. рублей.
Среди причин, по которым в стране не хватает врачей, также ограниченные возможности для профессионального развития без переезда в крупный город, отмечает Гаврилова. По словам Вереникина, сегодня проблема представляет не просто переток кадров между секторами, а многоуровневый сбой: система теряет потенциал на этапе выпуска, сталкивается с ротацией опытных кадров в частный сектор, безвозвратным оттоком специалистов, что в совокупности создает растущую нагрузку на оставшихся врачей и негативно сказывается на всей ситуации.
Решить проблему с дефицитом кадров позволит поэтапное увеличение государственного финансирования в здравоохранение, полагает Улумбекова. Она считает, что это позволит привлечь дополнительные кадры и выровнять их оплату труда по регионам.
— Изменить ситуацию можно за счет модернизации системы здравоохранения. Речь не только о точечном повышении окладов, но и об изменении среды: внедрении современных, бережливых управленческих практик, масштабной цифровизации для избавления врачей от рутины, создании программ адаптации и борьбе с токсичным стилем управления, а также о развитии системы непрерывного образования, привязанного к карьерному росту, — заключает Вереникин.