Записи на поля: агросектору может понадобиться 1 млн работников к 2036 году
При негативном сценарии к 2036 году в сельском хозяйстве будет не хватать 1 млн работников, следует из экспертно-аналитического доклада АНО «Национальные приоритеты». Впрочем, как сообщили «Известиям» во ВНИИ труда, прогноз кадровой потребности к 2032 году — это более скромная цифра в 400 тыс. В докладе эксперты отмечают, что необходимо преодолеть системное негативное восприятие работы в АПК и жизни на селе. Только так и возможно будет привлечь в этот сектор молодежь. Кроме того, эксперты порекомендовали ввести обязательную отработку для студентов аграрных вузов и дальнейшее развитие механизмов целевых договоров. Подробности — в материале «Известий».
Что мешает привлекать работников в АПК
В перспективе 10 лет дефицит кадров в агропромышленном комплексе может достичь 1 млн человек. Это самый негативный сценарий, описанный в аналитическом докладе АНО «Национальные приоритеты» «Сельское хозяйство как залог суверенитета и стратегический ресурс для технологического лидерства страны» (есть у «Известий»). Он может реализоваться, если не будет системно налажено ежегодное восполнение уходящих из отрасли людей (многие специалисты или уходят на пенсию, или переезжают из сельской местности в город).
Авторы доклада привели данные Минсельхоза, согласно которым агросектор ежегодно нуждается в притоке 160 тыс. новых специалистов. В документе приводятся и экспертные оценки, согласно которым более половины выпускников аграрных вузов не идут работать в отрасль, «используя диплом как социальный лифт для миграции в город».
«Старшее поколение пенсионного возраста работает до последнего, но все-таки уходит, а восполнять эти ресурсы в нужных объемах пока не получается, — говорится в документе. — Наиболее сложная ситуация складывается в селекции и племенном деле, где требующий глубокой погруженности труд и необходимость многолетней передачи опыта от старшего поколения сталкиваются с отсутствием притока молодежи».
Кадровый дефицит ощущается в ключевых для производства специальностях, таких как ветеринария, указали эксперты.
«Даже старшекурсники профильных вузов признаются, что не готовы идти работать в агросектор, отдавая предпочтение ветклиникам домашних животных либо вообще работе не по специальности, — отмечается в докладе. — Проблема начинается с мотивации к получению аграрного образования и доходит до невозможности найти даже самых основных специалистов».
Средний балл ЕГЭ в аграрные университеты «традиционно ниже по сравнению с другими вузами», что делает эти университеты «запасным вариантом для абитуриентов, особенно для тех, кто не планирует специальности», отмечается в документе.
Глубинная причина кадрового кризиса — не только демографическая ситуация, но и системное негативное восприятие работы в АПК и жизни на селе, которая ассоциируется с низкой зарплатой и тяжелым физическим трудом, констатируют авторы доклада.
«Другими словами, платить будут мало, а требовать будут много. Но если вы хотите привлечь молодых специалистов, нужен другой образ агросектора, в котором есть социальные гарантии и стабильность, жилье, льготы, поддержка молодых семей при переезде», — приводится в докладе мнение директора направления крупного бизнеса на платформе «Работа.ру» Александра Бабенко.
Как привлечь людей в АПК
В числе рекомендаций по решению кадровой проблемы: программы переподготовки и привлечения «цифровых» кадров, в частности, создание программы переквалификации для IT-специалистов, инженеров и биологов для работы в АПК.
В докладе указывается, что назрела и «коренная модернизация аграрного образования» — необходима интеграция в учебные программы курсов по генетике, цифровым технологиям, биоинформатике и агробиотеху, создание на базе ведущих аграрных вузов передовых инженерных школ совместно с лидерами агробизнеса.
А для привлечения кадров необходим комплекс мер, направленных на изменение имиджа села и «создание реальных стимулов».
Александр Бабенко представил и результаты исследования «Работы.ру». Согласно ему, 57% респондентов готовы переехать в село при создании условий, причем среди молодежи (18–35 лет) этот показатель достигает 74%.
«Но их мотивация отличается, — отметил эксперт. — Кандидаты 40+ едут прежде всего за доходом, а для молодежи ключевой фактор — это жизненный баланс, гармония между работой и личной жизнью. Их привлекает образ села не как «унылой глубинки», а как «территории новых возможностей» — с природой, экологией, возможностью реализовать свои хобби и открыть свое дело».
Как говорится в докладе, чтобы преодолеть разрыв между интересом и реальным переездом, нужно не только показывать быт, но и давать четкие карьерные ориентиры и пути трудоустройства.
«Важнейшим направлением является масштабная работа по информированию студентов и молодых специалистов о мерах господдержки и реальных карьерных траекториях в АПК», — заявили эксперты.
А для повышения отдачи от бюджетных мест в аграрных вузах эксперты предлагают развивать механизмы целевого привлечения (например, повышенной стипендией) и обязательной отработки в отрасли.
«Это позволит студентам на практике знакомиться с отраслью, ломать стереотипы и осознанно выбирать карьерную траекторию в АПК», — сказали они.
Как сообщили «Известиям» в Минсельхозе, сегодня в АПК трудятся 6,4 млн человек. Для обеспечения отрасли квалифицированными кадрами с этого года запущен федеральный проект «Кадры в АПК».
«В его рамках ведется работа по созданию сквозной модели агрообразования — от школы до работодателя. В частности, активно развивается сеть агротехнологических классов. К 2030 году по всей стране должно быть создано 18 тыс. таких классов. Также проводится системная работа по развитию среднего профессионального образования, которое сегодня закрывает порядка 40% кадровой потребности отрасли», — сказали в ведомстве.
С 2026 года по поручению президента России Минсельхоз совместно с Минпросвещения запустит отдельную программу модернизации аграрных колледжей — «Агропрофессионалитет».
«Кроме того, федеральным проектом «Кадры в АПК» предусматривается поддержка сельхозтоваропроизводителей по частичному возмещению их затрат по заключенным ученическим договорам и договорам о целевом обучении на коммерческой основе, — сообщили в ведомстве. — Эти механизмы позволяют учитывать потребности конкретных организаций в кадрах и способствуют закреплению в отрасли молодых специалистов».
А в 2025 году запущен новый подход к работе с целевой квотой на обучение: теперь ее размер определяется на основании заявок работодателей. Одним из существенных условий договора о целевом обучении является обязательство отработать не менее трех лет в соответствии c полученной квалификацией у работодателя.
Кадровые прогнозы
И.о. гендиректора ВНИИ труда Владимир Смирнов сообщил, что в сельском хозяйстве сейчас занято около 4,2 млн человек — порядка 6% от общего числа занятых. Для сравнения, в обрабатывающей промышленности — более 10,6 млн, в транспортировке и хранении — 5,9 млн, в строительстве — порядка 6,8 млн.
По данным ВНИИ труда, количество вакансий в сельском хозяйстве, размещенных на цифровой платформе «Работа России», по состоянию на конец декабря 2025 года составляет 55,3 тыс. рабочих мест.
«Общее количество предложений о работе на текущий день составляет более 1,4 млн. Для сравнения, в обрабатывающей промышленности представлено почти 400 тыс. вакансий, в транспортировке и хранении — 82 тыс. вакансий, в строительстве — более 200 тыс. вакансий», — сообщили там.
В перспективе семи лет в сельском хозяйстве общая потребность предприятий сохранится на уровне 4,2 млн человек, сказал Владимир Смирнов. Он также привел данные прогноза кадровой потребности на семь лет: по его данным, к 2032 году совокупная замещающая кадровая потребность в сельском хозяйстве составит порядка 400 тыс. работников.
— Такой объем замещающей потребности при сохранении общего числа занятых в отрасли связан со средним возрастом сотрудников. Так, по данным Росстата, средний возраст работника в экономике составляет 42,5 года, а в сельском хозяйстве он несколько выше — 45 лет, — сказал Владимир Смирнов.
Он подчеркнул, что на потребность в кадрах влияет и изменение трудовых функций — при сохранении численности занятых в компании может возникать кадровая потребность, если, например, на смену разнорабочим приходят операторы роботов-уборщиков.
— Внедряются новые технологии, роботизация, и вместе с новыми технологиями у работников появляется необходимость в приобретении дополнительных компетенций, связанных с «цифрой», и их постоянного обновления, — сказал эксперт.
Например, внедряются технологии точного земледелия с GPS-навигацией и сельхоздронами, что повышает актуальность работы с беспилотными системами для агрономов, поскольку с использованием этих систем можно более точно мониторить состояние полей.