Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Начальника центра МВД в Сыктывкаре задержали по делу о взрыве гранаты
Спорт
Лыжник Терентьев рассказал о своих переживаниях из-за пропуска Олимпиады-2026
Происшествия
В результате атаки украинского БПЛА под Белгородом пострадал мирный житель
Мир
Медведчук указал на желание Зеленского не проводить выборы президента на Украине
Мир
Трамп спародировал французский акцент Макрона
Спорт
Хоккеист Сукезе выразил сожаление по поводу недопуска россиян к Олимпиаде-2026
Происшествия
Два человека погибли при возгорании на производственной базе в Сургуте
Армия
Силы ПВО за пять часов сбили 40 украинских дронов над регионами России
Мир
Глава РФПИ прокомментировал новые пошлины Трампа в адрес Европы
Общество
Протаранившему машину ДПС водителю Porsche предъявили обвинение
Происшествия
В части Запорожской области отключили электроснабжение из-за атаки ВСУ
Общество
Юрист предупредил о последствиях дачи ложных показаний в суде продавцами квартир
Общество
В Херсонской области 450 населенных пунктов остались без света после обстрела
Общество
СК показал кадры последствий взрыва газа в придорожном кафе на Ставрополье
Мир
Власти Польши заявили о появлении «десятков объектов» в небе над страной
Общество
Правительство России утвердило время приезда скорой помощи за 20 минут
Мир
В Швейцарии допустили негативные последствия для ЕС в случае вступления Украины

«Польские СМИ буквально уничтожают меня за поездку в Россию»

Титулованный баскетболист Мацей Лампе — об угрозах за визит в Москву и своей яркой карьере
0
EN
Фото: Global Look Press/Panoramic/Keystone Press Agency
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Самый молодой игрок в истории «Финикса» и самый молодой игрок в истории Евролиги (до Луки Дончича), обладатель Еврокубка в составе УНИКСа, MVP регулярного сезона чемпионата России-2010/11, чемпион Испании в составе «Барселоны» Мацей Лампе недавно посетил Россию. В интервью «Известиям» и «Спорт-Экспрессу» знаменитый центровой рассказал о том, как в Польше отреагировали на его визит в Москву, поделился яркими деталями своей насыщенной карьеры, также рассказал про своего друга Юнаса Жеребко, который подвергся травле в Швеции из-за контракта с ЦСКА.

«Баскетбол 2х2 помогает развивать важные элементы игры»

— Мацей, вы приезжали в Россию несколько недель назад. Какова была цель визита?

— Хотел увидеть старых друзей. Я давно не был в России и заодно хотел представить Российской федерации баскетбола свой новый проект.

— Что это за проект?

— Турнир, который я уже проводил в Швеции, Польше и Сербии. На 2026 год L2x2C.com планируется провести в Хельсинки, Осло, Стокгольме, Берлине, Вене, Мадриде, Барселоне, Малаге, а также во Франции ​​и в Казахстане. Его концепция — баскетбол 2х2 с особыми правилами, которые помогают развивать правильные баскетбольные навыки и качества с раннего возраста.

Одно из правил такое. Я объединяю две-три возрастные категории в одну группу, и на площадке одновременно может находиться только один игрок из старшей возрастной группы. В итоге ты все время играешь либо против более старшего, либо против более младшего соперника. В команде минимум три игрока, максимум — пять, при этом из старшей возрастной группы — не более двух. Еще одно важное правило — не больше пяти ударов мяча за владение. Это делает игру очень динамичной и быстрой. Детям нравится такой формат.

Я провожу турниры отдельно для мальчиков и девочек. Мы уже сделали четыре турнира, и все остались очень довольны. Я обсуждал это с Владимиром Дячком (генеральный секретарь РФБ. — Ред.), потому что считаю, что сейчас такой формат необходим. 3х3 — это уже другая игра, практически другой вид спорта. Один на один не развивает важные элементы баскетбола — передачи, заслоны. Поэтому я выбрал формат 2х2. Считаю, что он помогает быстрее прогрессировать.

— С кем из старых знакомых вы встретились в России?

— С Игорем Ткаченко и его отцом, с Амираном Амирхановым — мы вместе играли в УНИКСе. Виделся с Антоном Понкрашовым. Хотел встретиться с Вовой Веремеенко, но не получилось по времени. Еще виделся с одним легендарным тренером — Евгением Яковлевичем Гомельским. Также общался с представителями БК «Химки», клуба, где я начал свою карьеру после возвращения из НБА.

— Чем вы занимались в последние годы после завершения игровой карьеры?

— Если честно, после окончания карьеры я не сразу понял, чем хочу заниматься. Первые два года я почти ничего не делал. Казалось, что дисциплина больше не нужна, что можно жить как угодно. Но в итоге я просто застрял — стоял на месте и никуда не двигался. В начале этого года я поехал в Азию и там многое для себя понял: чем хочу жить дальше, каким вижу свое будущее. Я осознал, что первая половина жизни закончилась — я 22 года играл в профессиональный баскетбол. Сейчас начинается вторая.

С июля этого года я уже провел четыре–пять турниров, один тренерский семинар, был очень активен и много работал. За шесть месяцев мы провели турниры в трех странах — этим я действительно горжусь. Также я впервые организовал тренерскую клинику и планирую проводить около четырех таких семинаров в год. Считаю, что это очень важно для развития молодых тренеров. Я хочу оставаться в баскетболе, хочу тренировать — это моя главная цель. Как я уже говорил в других интервью, в будущем я хотел бы войти в тренерский штаб «Реала» с Серджио Скариоло, где я начинал профессиональную карьеру игрока. Такая возможность существует.

«Публикации в СМИ — это попытка нанести удар по моему имени»

— Польские СМИ много пишут о вашем визите в Россию. Вы это видели?

— Да, к сожалению. Они буквально уничтожают меня за эту поездку.

— Можете объяснить, что происходит?

— Да, без проблем. Вот, например, статьи — пишут, что мой приезд в Россию якобы стал скандалом из-за ситуации на Украине. Называют меня глупым и безответственным. Есть еще публикации, которые выкладывают в соцсетях. Это очень печально.

— У вас возникли проблемы со спонсорами или с партнерами после этого визита?

— Некоторые спонсоры и партнеры также отреагировали в негативном ключе, когда узнали про мое путешествие в Москву. Я думаю, что все недоразумения будут устранены.

— Вы считаете это абсурдом?

— Да, это глупо. И просто грустно. Я очень много работаю, стараюсь развивать свои турниры, вкладываю в это силы. А получать такую реакцию от польских СМИ — тяжело. Я считаю, что политика и спорт не должны смешиваться. Я делаю хорошее дело, развиваю баскетбол. И, на мой взгляд, в том, что я приехал в Россию, нет ничего плохого.

Я играл здесь почти пять лет, знаю страну, считаю, что это отличное место для проведения таких турниров. А подобные публикации — это попытка нанести удар по моему имени. Это просто печально, даже не знаю, что еще сказать.

— Вы ожидаете, что давление в Польше усилится после следующих поездок?

— Я не ожидал такого негативного внимания. Но оно есть — что я могу сделать? Только продолжать делать свою работу.

Я считаю, что они не правы, когда так высказываются и пытаются очернить мое имя. Я убежден, что спорт должен объединять и не смешиваться с политикой. У меня есть свое мнение о мировой политике, но я не вижу ничего плохого в том, чтобы ездить в разные страны и развивать баскетбол.

— Ваш визит в Россию был первым за сколько лет?

— С 2011 года. Последний раз я играл в Казани. Получается, почти 14 лет.

«С «Химками» я подписал контракт на $9 млн»

— Давайте вернемся к вашим российским временам. Кто предложил вам перейти в петербургское «Динамо» в 2006 году?

— Это была идея моего агента. Контракт был очень хорошим — даже лучше, чем я мог заработать за океаном. В НБА я тогда не получал много игрового времени, а я хотел играть. Был готов к этому. К тому же я говорил по-польски, а Россия всегда была страной, куда мне было интересно поехать. Я приехал в «Динамо», но клуб обанкротился буквально в день моего приезда. Я провел одну тренировку — хорошую тренировку. Меня увидели и предложили точно такой же контракт в «Химках», где и началась моя профессиональная карьера в России.

— Как вы вспоминаете тот период?

— В команде было много ветеранов — игроков на закате карьеры. А я был голоден, заряжен, готов бороться. Для меня это был настоящий шанс. Тогда случилась еще одна сложная ситуация — забастовка. Руководство хотело уволить тренера, который одновременно был и генеральным менеджером. В раздевалке почти все подняли руки за забастовку. Я — нет. Я сказал: «Я хочу играть». Я считал, что, если придет другой тренер, у меня будет больше минут.

Некоторые игроки на меня обиделись, но я стоял на своем. В итоге тренера уволили, пришел Кястутис Кемзура. И именно тогда мы обыграли московское «Динамо» в матче за третье место. Тогда против нас играли Пападопулос и Душан Ивкович.

— Это был первый сезон?

— Да. После этого я подписал трехлетний контракт — самый большой контракт для игроков моего возраста — $9 млн на три года, а мне было 22–23 года. Я ушел раньше срока, отказался от денег за оставшиеся два года. Сказал господину Бычкову (Виктор Бычков, бывший генеральный директор подмосковного клуба. — Ред.): «Заплатите мне только за этот сезон». Я получил только $1,5 млн, а от двух лет и $7,5 млн отказался. После этого я перешел в «Маккаби» (Тель-Авив), где дела пошли не лучшим образом. А уже по ходу того сезона я оказался в Казани — и там началась вторая глава моей карьеры в России. Во втором сезоне я стал MVP чемпионата России и выиграл Еврокубок.

— Чьей была идея перейти в УНИКС?

— Моей. Я уже играл в России и знал, что УНИКС — команда топ-3. Понимал, что у них большой потенциал в Еврокубке. Я хотел выиграть этот турнир — и именно так все и сложилось. В первый год я встраивался, а во втором мы сделали серьезный рывок и провели отличный сезон. Мне нравилось жить и играть в России, и у меня там был большой успех.

— Какой уровень баскетбола был в России в те годы? С чем его можно сравнить в Европе?

— Уровень был очень высоким. Если посмотреть на составы команд, на игроков — это был топ. Я бы сказал, топ-3 в Европе.

— На уровне Испании и Турции?

— Я бы сказал: Испания, Греция и Россия. В Греции было три сильных клуба. Но, на мой взгляд, самая жесткая конкуренция — в Испании. Я позже играл там за «Каха Лабораль» и «Барселону», с которой выиграл чемпионат Испании. Но российский чемпионат я смело ставлю в один ряд с сильнейшими лигами Европы, особенно если учитывать уровень игроков.

Читайте также
Прямой эфир