Целый код: как «дух Анкориджа», ИИ и «эффект Долиной» определили 2025-й
Встреча Путина и Трампа на Аляске, запуск мессенджера MAX и укрепление технологического суверенитета — Фонд развития гражданского общества выбрал 10 главных событий и трендов уходящего года в нашей стране. При этом центральной исторической вехой стало 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Тем временем укрепляются позиции новых стратегических центров силы. Это в том числе способствует развитию технологического суверенитета стран. В России — бум новых сервисов и платформ, а искусственный интеллект уже проник в самые разные сферы человеческой деятельности. Что определяет будущие тренды и как россияне справляются с массовой цифровизацией — в материале «Известий».
СВО, Анкоридж и 80-летие Победы
Под конец года принято подводить итоги. 2025-й в этом смысле дал весьма благодатную почву: Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) выбрал 10 самых главных событий и трендов. Безусловно, многие из них, так или иначе, связаны с происходящим на Украине. Как ни крути, специальная военная операция по-прежнему определяет не только ключевые моменты, но и направления развития всей страны. Несмотря на рост активности на театре военных действий, Россия по-прежнему акцентирует подход к решению целей и задач СВО именно дипломатическим путем.
Здесь особый потенциал приобретает историческая встреча в Анкоридже. Переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске в августе 2025 года создали возможности для улучшения российско-американских отношений и наработки переговорных позиций, которые потенциально могут стать базой договоренностей по урегулированию конфликта с Украиной. Так, представители Москвы и Киева только что вернулись из Майами с доработанным проектом будущего соглашения. В РФ особо обратят внимание на то, насколько он соответствует «духу Анкориджа».
Украинский конфликт продемонстрировал кризис концепции однополярного мира, по сути, ускорив формирование многополярного и новых стратегических центров силы — среди них Китай, Индия, Центральная Азия, Ближний Восток, Глобальный Юг. Это происходит через активизацию работы как уже авторитетных международных организаций — в том числе БРИКС, ШОС, СНГ, — так и через новые форматы стратегического партнерства в двусторонних отношениях.
Лидеры стран, входящих в эти объединения, понимают, как важно уважать ценности друг друга, стремиться к гармоничному сосуществованию и не повторять ошибок, которые могут стоить миллионы жизней. В этом контексте важным событием для России, ее друзей и союзников стало празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне — главное историко-политическое и ценностное событие уходящего года, собравшее на параде Победы в Москве 27 глав иностранных государств.
Важно, что 9 Мая остается основой духовно-нравственной и патриотической консолидации российского общества и части государств, политических элит, граждан на постсоветском пространстве. К слову, под знаменами боевых частей в этот день промаршировали парадные расчеты участников спецоперации. В их составе было 20 Героев России, 44 георгиевских кавалера и 54 кавалера ордена Мужества.
Поддержка бойцов СВО — одна из важнейших задач для государства сейчас. В связи с этим активно расширяются программы по их социализации, в том числе в политических форматах. Так, в России успешно действует проект «Время героев». «Люди, которые воевали на фронтах Великой Отечественной, вернулись, достигли выдающихся результатов и в науке, и в искусстве, и в образовании», — сказал Владимир Путин, отвечая на вопрос о реализации программы во время «Итогов года» 19 декабря. — А чем хуже сегодняшние наши бойцы, участники специальной военной операции?» Глава РФ отметил, что многие из них работают в крупнейших российских компаниях и занимают высокие государственные должности, в том числе в правительстве и администрации президента.
На этом фоне формируется и новая реальность внутренней политики. Так, социальная архитектура стала новым методом развития системы управления общественными отношениями. Появилась и новая конфигурация электорального позиционирования парламентских партий накануне выборов в Госдуму. Партиям очень важно не «закостеневать» в сложившихся политических амплуа, а, наоборот, учитывать произошедшие в обществе изменения, объясняет эксперт Российского общества политологов Олег Ляховенко.
— Прошедшие в октябре – декабре партийные мероприятия показывают, что основные политические силы понимают масштаб стоящих перед ними вызовов, активно готовятся к будущим выборам и, в целом, далеки от почивания на лаврах. «Единая Россия» активно ориентирует своих партийцев на серьезную и системную работу по приоритетным задачам развития страны, работает с ветеранами и участниками СВО. ЛДПР под руководством Леонида Слуцкого проводит серьезную работу по изменению своего позиционирования и готовится к тому, чтобы побороться за статус «партии №2» по итогам выборов, — сказал он.
Пока что вырисовывается устойчивое лидерство «Единой России», новый образ и рост потенциала ЛДПР, а также конкуренция с КПРФ за второе место, отметили в ФоРГО.
Технологический и экономический суверенитет России
Конфликт на Украине, который вызвал целую волну антироссийских санкций, в итоге, дал мощный импульс для развития в ключевых областях. В первую очередь, это технологический суверенитет России. Как подчеркивает ФоРГО, среди важных достижений — массовое внедрение отечественного ПО для обеспечения нужд госсектора и критически важной инфраструктуры; подготовка запуска реактора Брест-ОД-300 на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом; сертификационные полеты российских самолетов МС-21, SJ-100 и ИЛ-114-300 с полностью российскими комплектующими; запуск и отладка линий по промышленному производству чипов; развитие сети высокоскоростных железных дорог, а также расширение технологических решений и номенклатуры в области биофармакологии.
Укрепление суверенитета в этой области подтверждает рост новых сервисов и платформ. Произошли важные изменения в коммуникационной сфере — запуск отечественного мессенджера MAX параллельно с ограничениями иностранных платформ, не выполняющих требования российского законодательства. Это позволяет говорить о суверенизации коммуникаций.
— Новый мессенджер, с одной стороны, это иное качество взаимодействия населения с государством, а следовательно — комфорт и удобство для граждан, с другой — защита персональных данных, исключение возможного несанкционированного воздействия и настройка алгоритмов внутренней безопасности как один из шагов на пути минимизации угроз кибермошенничества, — говорит «Известиям» председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
Параллельно с этим безусловным мейнстримом 2025 года стал искусственный интеллект и его проникновение в различные сферы человеческой деятельности и быта: и это не только коммуникации, но и здравоохранение, финансовая сфера, креативные индустрии.
— Наряду с тем, что различные ИИ-площадки активно применяются в самых разных областях, существуют риски использования ИИ не как ассистента, каким он должен быть, а как некий самостоятельный центр компетенций и принятия решений, в том числе в управленческих моделях. Отдельно стоит отметить угрозу продвижения и «цифровой канонизации» ложных нарративов в истории и культуре основными сервисами и площадками ИИ, — подчеркивает глава ФоРГО.
Именно поэтому сейчас формируется суверенная модель ИИ и планы по форсированной разработке отечественных платформ.
— Общий уровень развития цифровых сервисов в нашей стране достаточно высок, и граждане сами активно устанавливают приложения и используют их в своей работе. Однако системная цифровизация вызывает определенную настороженность. Здесь очень важна последовательность внедрения цифровых сервисов и принцип «не навреди» при реализации масштабных проектов, — подчеркнул в разговоре с «Известиями» Олег Ляховенко.
К сожалению, возможности возникают и для мошенников. По мере внедрения ИИ появляются как новые вызовы, так и актуализируются старые, например, вопросы авторских прав. Растет число мошеннических схем, затрагивающих существенные слои населения («эффект Долиной», телефонное и интернет-мошенничество). На этом фоне 2025 год четко обозначил мошенничество как угрозу социальной стабильности граждан.
Конечно, ключевой показатель стабильного развития страны — это экономика. На фоне беспрецедентного санкционного давления и, как следствие, передела мировых рынков, произошла существенная корректировка экономической политики российского государства. Это и принятие сбалансированного бюджета, в котором, наряду с ростом расходов на оборону и безопасность, увеличены траты на социальную сферу и гарантировано исполнение всех социальных обязательств; это продолжение политики налоговой оптимизации; начало ограниченного использования цифрового рубля в бюджетной сфере и старт перехода к полноценному применению в различных областях, в первую очередь для исполнения федерального бюджета, обращают внимание в организации.
Таким образом, в экономической сфере окончательно сформировалось обоснование базовой триады: незыблемость социальных обязательств, обеспечение обороны и безопасности, резюмировал Константин Костин.