Группа с поддержкой: налоговые изменения не обернутся проблемами для бизнеса
Налоговые изменения не должны создать проблем для производственного бизнеса, заявил 19 декабря Владимир Путин во время «Итогов года», которые прошли в формате прямой линии, совмещенной с пресс-конференцией. Правительство, повысившее НДС до 22%, сочло это честным способом решения задач в финансовой сфере. Однако глава государства подчеркнул, что такая мера не будет вечной — налоговое бремя в будущем должно снизиться. Когда сборы могут уменьшить и как власти будут поддерживать бизнес — в материале «Известий».
Как будут поддерживать бизнес
Производственный бизнес не должен столкнуться с новыми проблемами из-за налоговых изменений, которые вступят в силу в 2026-м. Об этом в пятницу, 19 декабря, на прямой линии заявил президент России Владимир Путин.
— Был принят самый честный и прозрачный способ решения задач — повышение НДС (с 20 до 22% с 1 января 2026 года. — Ред.). Цель — достичь сбалансированности бюджета, и это в целом получилось, благодаря и принятию этого решения. Есть ряд вопросов, и кабмин должен обратить на них внимание. Когда повышаются налоги, появляется искушение уйти от уплаты этого налога, — подчеркнул глава государства во время выступления.
Однако, по его словам, нужно, чтобы повышение налогов выразилось в реальном повышении доходов. Поэтому нужно бороться с теневой экономикой. Такая задача стояла и раньше, но сейчас она еще более актуальна.
При этом Владимир Путин заявил, что повышение в России налога на добавленную стоимость не будет вечным. В будущем планируется его уменьшение. Президент также подчеркнул, что нужно сделать всё, чтобы макроэкономика страны была прочной и здоровой.
В пресс-службе Минэка сообщили, что ведомство донастраивает поддержку малого и среднего бизнеса. В 2026 году объем помощи в рамках программы льготного кредитования «1764» увеличат вдвое — до 200 млрд рублей. Также вводятся кредиты на оборотные цели до 200 млн для микробизнеса и до 500 млн для малого и среднего, а минимальная сумма инвестиционного кредита снижена с 50 до 25 млн. Помимо этого, расширяется и круг получателей льготных ссуд — к ним придавят малые технологические компании (МТК), креативные индустрии, бизнес приграничных регионов.
У России уже есть опыт повышения НДС на 2 п.п. — его поднимали в 2019 году, напомнила ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Но каких-либо серьезных фундаментальных проблем после этого ни для бизнеса, включая малый и средний, ни для экономики в целом, ни для населения не возникло, напомнила она. Среди издержек лишь наблюдался краткосрочный рост цен в I квартале, позже инфляция начала замедляться.
— Чтобы поддержать бизнес в условиях роста налогов, важно не допускать чрезмерного сокращения числа компаний, имеющих налоговые льготы — особенно если речь идет о повышении НДС. Этот налог бизнес не может компенсировать за счет снижения издержек, в отличие, например, от налога на прибыль или налогов, включаемых в себестоимость, — пояснила эксперт.
Сам бизнес при этом в качестве необходимых мер поддержки называет снижение страховых взносов на оплату труда сотрудников, добавил финансовый советник и основатель Rodin.Capital Алексей Родин.
Также власти субсидируют процентные ставки, используют механизм льготного кредитования и продвигают программы импортозамещения, отметила управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Для производственного сектора в целом это означает, что налоговые изменения компенсируются мерами, снижающими издержки и поддерживающими спрос.
Помимо этого, фискальные решения последних лет принимались под влиянием внешнего давления и необходимости финансировать ключевые государственные обязательства, обратила внимание эксперт. По мере стабилизации макроэкономической ситуации и адаптации экономики к новым условиям у государства появляется возможность частичной корректировки налоговой политики.
По словам эксперта, снижение может проходить постепенно и не обязательно в виде прямого возврата ставок к прежнему уровню. Возможны точечные меры — например, расширение налоговых вычетов, пересмотр порогов для специальных режимов и восстановление более льготных условий для малого и среднего бизнеса, добавила Екатерина Косарева.
НДС вряд ли будет снижен как минимум в ближайшие пять лет — по крайней мере до тех пор, пока существенно не сократится дефицит казны, полагает Наталья Мильчакова. Однако, если цены на нефть вернутся к уровню около $100 за баррель и у России вновь сформируется бюджетный профицит, то правительство может вернуться к обсуждению снижения отдельных налогов.
— В то же время с наибольшей вероятностью НДС окажется в этом списке последним. Такой налог относительно прост в администрировании и стабильно наполняет бюджет. Гораздо раньше может быть пересмотрен налог на прибыль — либо за счет его снижения, либо через введение дифференцированной ставки, — пояснила эксперт.
Кроме того, никуда не ушли и другие вызовы, которые также добавляют сложности для развития бизнеса, уверен Алексей Родин. По его словам, речь идет о нехватке оборудования и инфраструктуры, оттоке кадров (особенно среди технических специалистов и рабочих), проблемах с поставками импортной техники, а также о дороговизне кредитов при росте цен на закупочные товары.
Президент также прокомментировал вопрос об ужесточении с 2026 года ценза для компаний, находящихся на упрощенной и патентной системе налогообложения. Как он отметил, льготы в сфере ИП стали использоваться для серого и черного импорта, поэтому правительству пришлось внести коррективы в сфере налогообложения.
Путин оценил работу ЦБ
19 декабря Банк России на последнем в этом году заседании снизил ключевую на 0,5 п.п., до 16%. Президент подчеркнул, что регулятор работает независимо и действует достаточно ответственно.
Он напомнил, как неоднократно обсуждал с руководством Банка России и экономическим блоком правительства, что необходимо принимать решения для таргетирования инфляции. Разница между реальным ростом цен (около 6%) и ключевой ставкой — это одна из линий критики в сторону Центрального банка. С другой стороны, снижается инвестиционная активность (на 3,1% за первые три квартала).
А вот кредитная активность пока высокая. Это вызывает у Банка России необходимость действовать в высшей степени аккуратно.
Задача обеспечить прочную и здоровую макроэкономику напрямую связана с балансом между доходами бюджета и развитием реального сектора, подчеркнула Екатерина Косарева из «ВМТ Консалт». Устойчивость достигается не только налоговыми поступлениями, но и ростом производства, инвестиций и занятости. Именно поэтому государственная политика направлена на поддержку промышленности, развитие внутреннего рынка и технологического суверенитета.
Помимо внутренней политики президент высказался о ситуации с замороженными активами:
— Кража — это неподходящее определение. Кража — это тайное похищение, а у нас пытаются сделать открыто. Это грабеж. Но почему не получается? Потому что последствия могут быть тяжелые для грабителей. А в чем это заключается? Во-первых, это непросто сделать. Они ведь объявили не о том, что они просто будут грабить и забирать, а одна из идей — выдать кредит под залог наших средств.
Владимир Путин предупредил, что у таких действий могут быть тяжелые последствия. По его словам, это не просто удар по имиджу, а подрыв доверия к еврозоне. Не только Россия, но и другие государства, хранят там свои свои золотовалютные резервы. При этом РФ будет защищать свои интересы в судах. «Мы постараемся найти такую юрисдикцию, которая будет независима от политических решений», — заключил президент.