«Разговоры о важном» 22 декабря — тема и программа занятия
В понедельник, 22 декабря, в школах и колледжах страны пройдет очередной урок из цикла «Разговоры о важном». В ходе беседы ученики вместе с педагогами обсудят нравственные основы поступков и моральную ответственность перед собой и обществом в рамках темы «Что говорит совесть». О том, как пройдет урок в разных классах, рассказывают «Известия».
«Разговоры о важном» 22 декабря — тема урока
С самого детства, благодаря семье и школе, каждый из нас усваивает базовые представления о хороших и плохих поступках. Однако по мере взросления человеку приходится учиться самостоятельно отличать добро от зла. Помощником в этом ему становится совесть — тот внутренний «компас» и судья, который есть у каждого.
Тема занятия призвана помочь школьникам глубже осмыслить это фундаментальное нравственное понятие, которое нашло широкое отражение в мировой и русской культуре, а также осознать роль личного выбора и ответственности за свои поступки.
К уроку в формате видеоинтервью присоединится доктор психологических наук, академик Российской академии образования (РАО) Шалва Амонашвили — основатель уникального направления гуманно-личностной педагогики, ставящей в центр образования ребенка его духовное развитие.
Рекомендуемая продолжительность урока — 30 минут. Усвоить тему помогут видеоролики, презентации и интерактивные задания, которые были разработаны с учетом возраста учащихся. Методические материалы и рекомендации для педагогов можно найти на сайте проекта.
«Разговоры о важном» 22 декабря — программа урока
Для учеников начальной школы, 1–4-х классов, разговор начнется с простых и понятных примеров. Ребята обсудят, почему одни поступки считаются хорошими, а другие плохими, и какие чувства они испытывают, совершая добрые дела. Практическая часть включает игру, где дети проанализируют ситуации, предложенные учителем. Для наглядности будет использован фрагмент мультфильма «Пятачок», после просмотра которого школьники поговорят о том, как совесть помогает нам совершать правильные поступки.
Учащиеся 5–7-х классов поразмышляют над смыслом выражений «голос совести», «бессовестный человек» и «чистая совесть». Затем они выполнят интерактивное задание «Что говорит совесть» и разберут несколько типичных ситуаций, предложив свой выбор, который диктует их внутренний голос. Также учитель предложит обсудить стихотворение поэта Эдуарда Асадова о том, от каких поступков становится «морозно на сердце», и почему важно уметь признавать свои ошибки.
В 8–9-х классах урок приобретет более философский характер. Школьники обсудят, может ли человек жить без совести и почему, несмотря на дискомфорт, к ее «голосу» важно прислушиваться. В продолжение им предложат подобрать синонимы к слову «совесть» и установить связь с таким понятием, как «справедливость», которое подробно разбиралось на прошлом уроке. Ключевыми моментами станут разбор притчи о человеке, который запер свою совесть в погреб, и игра «Космический корабль», в ходе которой ребятам предстоит сделать непростой нравственный выбор.
Старшеклассники, ученики 10–11-х классов, расскажут о своем личном опыте, когда им приходилось идти на уступки с совестью, и обсудят вопросы: как воспитать в себе совесть, можно ли исправить последствия бессовестного поступка и что для этого нужно сделать. Затем они представят свое понимание слов русского писателя Льва Толстого о том, что «совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом».
В колледжах особое внимание уделят отражению понятия «совесть» в русской культуре и как оно соотносится с такими нравственными характеристиками, как «долг», «честность», «милосердие», о которых в своих трудах много говорил академик Дмитрий Лихачев. Интерактивная часть занятия включает обсуждение фрагмента передачи «БесогонТВ» и игру «Суд присяжных», в ходе которой учащиеся выступят в ролях прокурора, адвоката, присяжных заседателей и разберут смоделированные ситуации.
Таким образом во время урока учащиеся придут к выводу, что совесть — это важный внутренний механизм, помогающий отличать добро от зла и принимать верные решения, отвечающие как личным, так и общественным интересам. Также они усвоят, что поступки, совершенные по совести, формируют не только самоуважение человека, но и доверие к нему со стороны окружающих, что является основой для построения гармоничных отношений в школе, семье и коллективе.
«Разговоры о важном» 22 декабря — о проекте
«Разговоры о важном» — это масштабный цикл внеурочных занятий, запущенный Министерством просвещения России в сентябре 2022 года. Занятия посвящены широкому кругу вопросов: патриотизму и гражданскому воспитанию, историческому просвещению, нравственности, экологии и семейным ценностям. Часть тем затрагивают актуальные вопросы повседневной жизни школьников и взаимоотношений со сверстниками.
Предыдущее занятие состоялось 15 декабря и было посвящено теме «Закон и справедливость. Ко Дню Конституции Российской Федерации». На нем ребята обсуждали важность уважения к основному закону страны, а также разбирали, какие права и обязанности есть у граждан России.
Все важные новости — в канале «Известия» в мессенджере МАХ