ЦБ подал иск в суд из-за заморозки российских активов. Что нужно знать
Банк России обратился в московский Арбитражный суд, чтобы взыскать ущерб с бельгийского депозитария Euroclear, в котором хранятся €180 млрд замороженных активов регулятора. Параллельно ЦБ рассматривает вариант вынесения спора на уровень международных инстанций с последующей попыткой добиться признания и исполнения их решений в странах, входящих в ООН. Почему Центробанк пошел на этот шаг — в материале «Известий».
Причины иска
• Банк России заявил о подаче иска в Арбитражный суд Москвы к бельгийскому депозитарию Euroclear, где хранятся замороженные российские активы. ЦБ добивается компенсации ущерба, который возник из-за блокировки Евросоюзом его активов и обсуждаемых там механизмов использования заблокированных средств без согласия России.
• Совокупный ущерб включает сумму замороженных активов, стоимость блокированных бумаг и утраченную прибыль. Точной информации об этой сумме нет, однако в экспертном сообществе ее оценивают примерно в 15 трлн рублей.
• Параллельно ЦБ изучает возможность вынести спор в международные юрисдикции, чтобы затем добиваться признания и исполнения решений таких инстанций в странах — членах ООН. Основанием для претензий регулятор называет намерение Еврокомиссии сохранить заморозку средств ЦБ и предоставить возможность использовать активы Банка России в интересах сторонних получателей.
• Также в Центробанке предупредили, что Россия вправе без предварительных уведомлений задействовать весь спектр доступных юридических инструментов для защиты своих интересов. Регулятор намерен обжаловать любые шаги Еврокомиссии, которые могут привести к использованию активов РФ без ее согласия.
• Момент подачи иска связан с активизацией попыток европейских лидеров получить доступ к российским средствам. Средства остаются собственностью России, но на данный момент они заморожены и недоступны для распоряжения. Главное же значение этого иска — в предупреждении европейских стран о последствиях, которые повлечет незаконное использование активов РФ.
• Подача иска также создает для Euroclear репутационные потери и показывает, что действия депозитария могут быть оспорены в суде. Это важно как для текущих, так и для потенциальных клиентов. Помимо этого, судебная тяжба снизит уровень доверия к еврозоне для инвесторов.
К чему может привести дело
• Процесс между регулятором и Euroclear в российском арбитраже растянется надолго. При этом вероятность вынесения решения в пользу Банка России весьма высока.
• Россия может попытаться получить компенсацию через свои суды, требуя возмещения ущерба у европейских организаций, есть возможность и списывать их имущество в России, включая крупные суммы на счетах типа «С». При этом Банк России с прошлого года не публикует детальных данных о текущих объемах таких средств. Они постоянно меняются из-за новых поступлений и внутреннего перераспределения.
Счета типа С — специальные рублевые счета в России для нерезидентов из недружественных стран, которые позволяют контролировать движение средств и исполнение обязательств по сделкам. На них зачисляются рубли, а для использования или конвертации в валюту нужно разрешение властей.
• Вероятные ответные шаги ЕС могут затянуть споры по поводу активов. В результате точные масштабы возможного взыскания оценить крайне трудно, поэтому ситуацию приходится рассматривать через набор отдельных сценариев и предположений. В Euroclear уже сообщили, что готовы защищаться в российских судах по искам в связи с блокировкой российских активов.
• В России считают, что планы ЕС по российским активам приведут к слому Бреттон-Вудской системы. Эта финансово-валютная система была создана в 1944 году для восстановления мировой экономики после Второй мировой войны. В ее основе лежал доллар США, привязанный к золоту, а национальные валюты фиксировались к доллару в установленных пределах с обязательством центральных банков поддерживать паритет.
При написании материала «Известия» учитывали мнения:
- адвоката Адвокатского бюро NSP Глеба Бойко;
- завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии Александра Абрамова;
- кандидата экономических наук, доцента кафедры экономики и управления РГУ СоцТех Инны Литвиненко;
- доцента факультета экономических наук НИУ ВШЭ Анны Федюниной.