- Статьи
- Общество
- Подростковая рулетка: новые изменения не позволят детям работать в психдиспансерах и алкомаркетах
Подростковая рулетка: новые изменения не позволят детям работать в психдиспансерах и алкомаркетах
Минтруд предложил обновить перечень работ, запрещенных для лиц 14–18 лет: сейчас запрет охватывает почти 2198 профессий, но работодатели всё равно обходят нормы, меняя названия должностей. Новый проект приказа, опубликованный для публичного обсуждения, фокусируется не на списках профессий, а на конкретных видах работ, не доступных до восемнадцатилетия. Эксперты рассуждают, насколько эффективны существующие ограничения, не устарела ли возрастная планка, как предотвратить «тенизацию» подростковой занятости и возможно ли при этом расширить список разрешенных для несовершеннолетних профессий. Подробности — в материале «Известий».
Новое в регулировании подросткового труда
Новые инициативы государственных ведомств в сфере охраны труда несовершеннолетних призваны закрыть лазейки, которыми долго пользовались работодатели для обхода прямых запретов. Проект ведомственного приказа Минтруда, который сейчас проходит общественное обсуждение, существенно меняет логику регулирования: отталкиваться теперь планируется не от набора профессий, а от конкретных типов работы, непосредственно связанных с рисками.
— Минтруд России предложил усовершенствовать подходы к охране труда несовершеннолетних, — рассказали в пресс-службе министерства. — В частности, предлагается выделить перечень работ, при выполнении которых запрещен труд несовершеннолетних. Текущая модель, когда в перечне поименованы профессии, позволяет обходить запрет через изменение наименования должности. Поименование работ фактически исключит возможность привлечения несовершеннолетних к такого рода занятиям.
Базовые принципы безопасности труда несовершеннолетних работников установлены Трудовым кодексом. В соответствии со статьей 265, в документе установлен полный запрет на работу несовершеннолетних на вредных, опасных и подземных работах, а также на работах, наносящих вред здоровью и нравственности. Например, в казино, саунах, барах, наркодиспансерах, в охотничьих хозяйствах и алкомаркетах работать не получится. Новый приказ является подзаконным актом, то есть он не меняет и не может изменить этих норм, но конкретизирует порядок действия этих ограничений, пояснили в Минтруда.
Прежде они устанавливались перечнем профессий, сейчас с учетом отсутствия нормативного регулирования соответствия наименования профессии сути трудовых функций предлагается перейти от перечисления профессий к перечню видов работ, при выполнении которых привлекать несовершеннолетних нельзя.
Новый перечень вступит в силу 1 сентября 2026 года.
Новый подход рожден межведомственным сотрудничеством: в разработке документа участвовали широкий круг экспертов, государственных институтов и отраслевых объединений.
Критерии нового перечня
В рамках реформы существенно расширяется спектр критериев, по которым работа определяется как запрещенная для лиц до 18 лет. Особое внимание уделяется видам деятельности, связанным с вредными и опасными условиями труда, невозможностью проведения полноценной оценки рисков, а также работам, негативно влияющим на психическое здоровье и нравственное развитие.
Всего новый перечень включает 67 видов работ. Они разделены на несколько ключевых категорий, включая работы с вредными условиями труда, работы без СОУТ (специальной оценки условий труда), работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию, а также работы с высоким риском травмирования и подземные работы.
Таким образом, государство декларирует, что работать подростки смогут и дальше — но только там, где отсутствуют вредные факторы, а происхождение и содержание обязанностей прозрачно отражены в должностной инструкции. При несоблюдении норм работодатели попадут под действие административных и даже уголовных статей.
Работа в тени
Несмотря на регуляторные усилия, эксперты указывают на устойчивые схемы обхода формальных правил. В условиях слабого контроля со стороны государства подростков продолжают привлекать к «серой» занятости, зачастую без реальных договоренностей и оформления.
— Трудовым кодексом установлены строгие ограничения на привлечение к труду лиц, не достигших 18 лет. Закон прямо запрещает использовать труд детей и подростков на вредных и тяжелых работах, а также на тех, которые могут нанести вред их физическому, психологическому или нравственному развитию, — подчеркивает главный технический инспектор труда Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Алексей Безюков. — Тем не менее, работодатели нередко нарушают эти требования, привлекая подростков к работе в «серую», без оформления трудовых отношений.
К основным причинам он относит как недостаточную информированность, так и сложное материальное положение семей, а также малый масштаб предприятий-нарушителей, что затрудняет надзор. В результате серый сегмент подростковой занятости не дисциплинируется законом, а контроль со стороны государственных структур остается неэффективным.
Но есть и другие аспекты. И низкая оплата труда, и эмоциональное насилие в трудовых отношениях является, по своей сути, формой эксплуатации. Каждая из этих проблем несет свои трудности и риски для молодого специалиста, но главное, что будет их отличать — это последствия, говорит психолог-консультант, эксперт онлайн-школы психологических профессий «Психодемия» Морозова Татьяна.
По ее словам, психологическое насилие в сторону подростка в трудовых отношениях может выражаться в формах газлайтинга («Ваше поколение просто слишком чувствительно», «В твою сторону никто плохого слова не сказал. Тебе просто кажется, что это какие-то особенные требования. Все так работают»), систематического обесценивания его труда («Да что ты тут такого делаешь?», «С твоей работой любой бы справился, а у тебя ошибка на ошибке…») и других формах манипуляций. Последствия этой формы эксплуатации более опасны и коварны, особенно для подростков, так как их мозг более пластичен и они находятся в том периоде психологического развития, когда только закладываются «шаблоны» и нормы построения отношений в будущем, рассказала специалист.
Перспективы расширения легального пространства
Обсуждение реформы закономерно сопровождается вопросом: возможно ли при сохранении высоких стандартов безопасности предоставить молодым россиянам больше легальных вакансий без риска вреда для здоровья?
Заинтересованные стороны сходятся в том, что определенная дифференциация допустимых видов работ необходима — опора на современные профессии, цифровые компетенции и новые технологические решения способна снять часть прежних ограничений.
Это предложение весьма актуально и призвано гарантировать подлинную безопасность молодежи, а не видимость ее соблюдения. Лимит в 18 лет остается актуальным, поскольку цель — не запретить подросткам первые шаги в работе, а исключить их из зон с серьезными угрозами здоровью, отмечает сенатор РФ Игорь Мурог.
— При этом следует не только повышать наказуемость компаний за нарушения и надзор, но и создавать варианты «безопасных» вакансий — школьные практики, волонтерство, IT-проекты, арт-студии, — поясняет он.
Требования рынка к молодежи
Эксперты подчеркивают высокую заинтересованность молодежи в официальном трудоустройстве и готовность выполнять широкий перечень задач, если они отвечают критериям безопасности.
— Наши исследования показывают, что молодежь демонстрирует очень высокий уровень ответственности и готовности трудиться: 91% молодых россиян уверены, что для успеха нужно прикладывать усилия, 81% готовы начинать карьеру с самых непрестижных стартовых позиций, — говорит генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. — Это означает, что молодые люди готовы выполнять широкий спектр задач, если эти задачи безопасны и соответствуют их возрасту — от помощников в IT-направлениях до операторов цифровых сервисов.
Дополнительно она отмечает растущий кадровый потенциал среди девушек, особенно в инженерных и производственных отраслях, где всё большее значение получает ранняя профориентация и реальные примеры успешных женщин в профессии.
При этом, по словам Имаевой, современная высокотехнологичная индустрия может создавать рабочие места даже для подростков, минимизируя риски для здоровья.
Легализация труда: от «профессии» к «работе»
Переход к регулированию подросткового труда через перечень видов работ, а не профессий, позволит работодателям официально принимать несовершеннолетних только на безопасные и современные позиции. Такой подход, по мнению профессионального сообщества, открывает широкое поле для легализации молодежного труда в сферах, где вредные и опасные факторы отсутствуют полностью.
Специалисты сходятся во мнении, что, хотя индустриальная сфера оставляет минимум пространства для молодежи из-за физических рисков, цифровая экономика, IT и удаленные формы занятости становятся зонами наибольших возможностей для легального и продуктивного участия подростков в экономической жизни страны.
Ответственность и приоритеты
Ключевым приоритетом регулятора при проведении реформы остается здоровье и безопасность будущего поколения, а для этого требуется сбалансированная система надзора и ответственного отношения работодателей.
— Возраст от 14 до 18 лет — период активного роста, формирования организма, и любое воздействие вредных факторов может иметь последствия на годы вперед. Если сейчас не защитить здоровье подростков, в будущем страна столкнется с еще более серьезными демографическими проблемами. Поэтому подход к пересмотру перечня профессий крайне взвешенный, — подчеркивает Алексей Безюков.
Эта позиция находит поддержку и среди законодателей, и среди экспертного сообщества, а внедрение новой системы призвано стать отправной точкой для легализации безопасной подростковой занятости и формирования новых стандартов молодежного рынка труда.
Баланс интересов и контроль
В конечном счете усилия государства сводятся к поиску баланса между необходимостью повысить защиту молодых людей от вредных и опасных воздействий и возможностью предоставить им стартовые возможности для построения профессионального пути. Важно, чтобы новые запреты не оттолкнули молодежь в серую зону рынка труда, а стимулировали работодателей создавать безопасные и перспективные места.
— В целом, в «зеленый» список целесообразно включать современные профессии, не связанные с риском: работы в цифровых лабораториях, на автоматизированных участках, участие в инжиниринговых проектах, стажировки в STEM-направлениях, роли технических ассистентов, операторов оборудования, которое не требует физической нагрузки. Технологичность производства сегодня позволяет делать многие процессы безопасными даже для подростков, — констатирует Гузелия Имаева.