Мал рудник: «Севергрупп» продает часть золотодобывающих активов в Африке
Золотодобывающая компания Nordgold, входящая в «Севергрупп» Алексея Мордашова, рассматривает продажу активов в Буркина-Фасо. Сумма сделки может составить $1 млрд, сообщили «Известиям» три источника, знакомых с ситуацией. По словам экспертов, продажа может быть связана с желанием компании нарастить свободный денежный поток (FCF) для новых приобретений на других рынках. При этом сектор золотодобычи по-прежнему остается инвестиционно привлекательным на фоне высоких цен на металл и его статуса «защитного» актива. С начала года биржевая стоимость золота выросла более чем в полтора раза. Чем интересен этот актив и кто претендует на него — в материале «Известий».
Какие золотодобывающие активы выставлены на продажу
Золотодобытчик Nordgold решил продать активы в африканском Буркина-Фасо. Об этом «Известиям» рассказал источник, знакомый с планами компании, и подтвердили два собеседника в «Севергрупп». Обсуждаемая сумма сделки составляет $1 млрд, отметил собеседник, близкий к золотодобывающей организации. Источник в «Севергрупп» сказал, что сумма больше, но точную стоимость не назвал.
В группе переадресовали запрос «Известий» в Nordgold, его представитель от комментариев отказался.
Nordgold — золотодобывающая компания, основанная в 2007 году как подразделение «Северстали». Управляет восемью действующими рудниками в России, Казахстане, Гвинее, а также в Буркина-Фасо, где у группы их два (Bissa и Bouly). Входит в топ-10 золотодобытчиков России. По итогам 2024 года ее объем производства золота составил 16 т — на 10% больше, чем в 2023-м, оценивал отраслевой журнал «Золото и технологии». Компания не раскрывает собственные финпоказатели. Выручка «Нордголд менеджмента», который консолидирует ключевые активы золотодобытчика в России и за рубежом, в 2023 году (последние доступные данные) составила $1,44 млрд (+5% к 2022-му), чистая прибыль снизилась на 11%, до $162 млн, скорректированная EBITDA (отражает прибыль компании до вычета процентов, налогов и амортизации) выросла на 11%, до $670 млн. В уставном капитале компании 100% принадлежит «Севергрупп», следует из данных ЕГРЮЛ.
Среди интересантов один из собеседников «Известий» называет бенефициара «Фармстандарта» Виктора Харитонина (23-е место в рейтинге Forbes с состоянием в $7,5 млрд). «Севергрупп» вела с ним переговоры о цене, уточнил он. Харитонин заявил «Известиям», что не планирует приобретать эти активы. Также проявлять интерес на африканские рудники мог Газпромбанк, добавил источник, знакомый с планами Nordgold. Банк через структуру «ААА управление капиталом» является миноритарным акционером другого крупного золотодобытчика — «Южуралзолото» (ЮГК). Представитель кредитной организации от комментариев отказался.
Чем интересны активы Nordgold
Золотодобывающие активы в Буркина-Фасо — крупнейшие на рынке за пределами страны, принадлежащие российской компании, утверждает собеседник «Известий», близкий к компании. Они могут быть интересны покупателю как источник валютной выручки и способ диверсификации портфеля, указывает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. В нынешних условиях рынок золотодобычи остается инвестиционно привлекательным из-за высокой цены золота и его роли «защитного актива». В 2025 году этот металл подорожал более чем на 60%, обновив более 50 исторических максимумов и став самым быстрорастущим крупным активом года, говорится в отчете Всемирного совета по золоту (World Gold Council, WGC). Цена фьючерса на золото на нью-йоркской бирже Comex с поставкой в феврале 2026-го составила $4,377 за унцию (+64,4% с начала года), следует из данных биржи на 15 декабря.
Рудники в этой стране представляют интерес для инвестора, но заниматься их разработкой трудно из-за военных переворотов в стране, отметил источник «Известий», близкий к Nordgold. В 2022 году компания прекратила добычу в руднике Тапарко на фоне ухудшения ситуации с безопасностью в Буркина-Фасо, сообщала ее «дочка» Société des Mines de Taparko (SOMITA). Группа сталкивается «с растущими каждый день угрозами» в отношении персонала и своей деятельности, приводила компания слова ее гендиректора Александра Хаган Мена.
Продажа позволит «Севергрупп» увеличить свободный денежный поток для совершения новых сделок на других рынках, сказал источник «Известий» в группе. Таким образом она сможет оптимизировать структуру собственного капитала, согласился директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. По его словам, на фоне ослабления финансовых показателей в сталелитейном бизнесе холдинг стремится усилить свободный денежный поток и перераспределить ресурсы в «более предсказуемые и стратегически важные» направления.
В III квартале 2025-го показатель EBITDA (доход до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизации) основного актива «Севергрупп» «Северстали» составил 35,5 млрд рублей, сократившись к аналогичному периоду годом ранее на 45%, говорится в ее отчете по МСФО. Рентабельность по EBITDA снизилась в годовом выражении на 10 п.п., до 20%. Свободный денежный поток в июле–сентябре 2025-го оказался положительным и составил 7,3 млрд рублей. При этом за девять месяцев FCF был отрицательным, составив 21,8 млрд рублей, следует из отчетности «Северстали». Такие результаты усиливают мотивацию группы к продаже непрофильных зарубежных активов, указал Ярослав Кабаков.
Впрочем, начальник отдела публичного анализа акций Совкомбанка Вячеслав Бердников считает, что продажа активов за рубежом вряд ли обусловлена финансовыми результатами «Северстали». По его мнению, это связано с «различной точкой зрения инвесторов на золото», а также сокращением «Севергрупп» активов за рубежом из-за санкций, под которые помимо главного акционера «Северстали» подпали и подконтрольные ему компании, в том числе Nordgold.
Сделки в Африке сопровождаются повышенными требованиями к управлению рисками и увеличенной стоимостью капитала, отметил Ярослав Кабаков. Это влияет на оценку и структуру любых таких трансакций, уточнил он. Инвестиционный потенциал рынка золотодобычи хороший, но цикл возврата вложений составляет не менее 3–5 лет, резюмировал Вячеслав Бердников.