Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года

Книжные прибавки: чем старается заинтересовать читателей ярмарка non/fiction

Новые книги о Буратино к выходу фильма, азиатский бум и спрос на «уютную» литературу
0
EN
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вопреки тревожным заголовкам в газетах, россияне продолжают активно читать и покупать книги. Это наглядно демонстрирует зимняя ярмарка non/fiction, которая уже в 27-й раз собирает под одной крышей издателей и читателей. Несмотря на рост цен на печатную продукцию, интерес к книгам — включая коллекционные издания — не снижается. Как азиатские авторы покоряют российскую аудиторию, почему вырос спрос на путеводители по России и литературу о СВО, с какими вызовами сталкиваются издательства и каким станет Буратино в новой экранизации — в материале «Известий».

Что такое non/fiction

Книжная ярмарка non/fictio№27 — одно из ключевых событий культурной Москвы. В декабре в Гостином дворе развернулись стенды порядка 400 издательств — от крупнейших игроков до небольших студий. За четыре дня на 13 площадках пройдет более 300 событий: встречи с российскими и зарубежными писателями, актерами, режиссерами и иллюстраторами.

У каждого стенда — десятки посетителей в минуту. Как известно, ярмарка привлекает не только доступностью изданий, но и скидками на продукцию. Хотя сами книги в этом году тоже выросли в цене. Как отмечают в издательстве АСТ, причина — рост производственных расходов.

— Растут стоимость производства, логистические затраты, складские, зарплаты сотрудникам тоже хотелось бы повышать. В цену книги входит и стоимость электроэнергии, — рассказал «Известиям» руководитель проектов продвижения авторских брендов в департаменте художественной литературе издательства АСТ Алексей Ионов.

Конечно, всегда можно найти ту же книгу на маркетплейсах и даже существенно сэкономить. Например, двухтомник Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» на стенде «Эксмо» в мягком переплете можно купить за 1450 рублей, а на маркетплейсе — за 980.

Однако издательства стараются удерживать читателя бонусами: «Бомбора», например, предлагает 25% скидки на всю продукцию и дарит кофе или глинтвейн при покупке двух книг.

По оценке издательств, стабильно растет спрос на «уютную» и терапевтическую литературу.

— Мы несколько лет наблюдаем рост интереса к книге о заботе о себе — от мягких практик до финансовой грамотности. Люди хотят понимать, как сохранить деньги, куда вложить, как ими управлять, — рассказал старший менеджер по работе со СМИ издательства «Бомбора» Максим Земсков.

Другой тренд — путеводители и альбомы о российских городах, книги по архитектуре Москвы, Петербурга и регионов. Рост интереса связывают с ограничениями зарубежного туризма и возвращением внимания к путешествиям по России.

О чем еще хотят читать россияне

Пока одни стараются найти в литературе уютный мир, другие, напротив, предпочитают держать руку на пульсе и читать об СВО.

— Мы наблюдаем интерес к патриотической литературе. Наша редакция «КПД», например, занимается самыми разными направлениями патриотической прозы, там есть и книжки про СВО, которые пишут авторы, ветераны или непосредственно участники специальной военной операции, и военная классика, и историческая проза, — рассказал «Известиям» Алексей Ионов.

Еще одна общая тенденция рынка — укрепление позиций азиатской литературы. Издательства активно расширяют сотрудничество с корейскими, японскими и китайскими авторами, выпускают мангу и графические романы по мотивам известных произведений.

— Мы видим настоящий бум. К нам приехал автор «Курьера», книги Гэнки Кавамуры стабильно становятся хитами. Его новый роман — «Человек с миллионом» — уже в числе лидеров. «Если все кошки в мире исчезнут» была самым продаваемым зарубежным тайтлом в 2024-м, — отмечает Земсков.

Книги в поддержку премьеры фильма «Буратино»

Отдельный сегмент — детская литература. «Махаон» представил как классические книги — «Маленького принца», сказки Бажова, — так и детские серии корейских авторов: комиксы Иды Ха «Девочка-детектив» и «Помощник с лапками» Хон Мин Джона. На ярмарке можно найти даже мангу по бестселлеру Луизы Мэй Олкотт «Маленьким женщинам».

Особое внимание уделили «Буратино» Алексея Толстого. Специально к новогоднему релизу фильма Игоря Волошина, «Махаон» выпустил четыре дополнительных издания. Два из них — с афишами фильма в большом и уменьшенном форматах тиражом в 12 и 7 тыс. экземпляров, а также «Азбуку Буратино» и сокращенную версию Алексея Толстого с классическими иллюстрациями.

По словам главного редактора издательства Оксаны Фесенко, перед тем как брать книгу на реализацию в поддержку фильма они попросили прочесть сценарий, чтобы определиться с решением.

— Прочитав, я поняла, что это гениальный сценарий. Он очень подходит современному миру и современным детям. Я тысячу раз читала «Буратино» и знаю его наизусть, но после знакомства со сценарием я очень верю в то, что его поймут и полюбят современные дети, — сказала Фесенко «Известиям».

Как отмечает креативный продюсер и соавтор сценария Аксинья Борисова, технологии буквально изменили саму природу персонажа.

— Мы смогли сделать Буратино настоящим деревянным мальчиком. Относились к нему не как к условному сказочному персонажу, а как к существу, которое может выйти на улицу и вызвать удивление. Мы хотели рассказать историю о том, что особенность есть в каждом. Ее не нужно прятать. Наш Буратино вдохновляет идти в свою непохожесть открыто и смело, — рассказала Борисова «Известиям».

Несмотря на обновление, создатели подчеркивают бережное отношение к канону. Перед съемками они даже собирали фокус-группы и выясняли, можно ли изменить ту или иную деталь — например, красный колпачок. И это важно: текст Толстого остается частью культурного кода, хотя в нем есть место не только добру, но и лжи, мошенникам и азартным играм. Фильм уже породил всплеск интереса к книге. «Махаон» готовится печатать дополнительные тиражи.

Читайте также
Прямой эфир