Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Необычная театральная студия «Зазеркалье» действует при Ставропольской психиатрической больнице №1. Здесь гордятся тем, что она продолжает традиции, заложенные еще при основании клиники — в 1907 году. А осенью 2025-го пациенты впервые в истории города вышли на большую сцену с профессиональными актерами в рамках инклюзивной постановки «Пакетик, который очень хотел быть нужным». Как появилась идея о создании студии и этого спектакля, как к такому опыту отнеслись актеры и почему такая терапия нужна не только людям с особенностями — разбирались «Известия».

Когда хочется делиться

Первая театральная студия появилась при клинике одновременно с ее основанием — в 1907 году, на волне общей популярности театра, в одном из залов на средства благотворителей была оборудована зала и устроены декорации. Уже спустя год вышел первый спектакль, в котором были заняты и пациенты, и сотрудники медучреждения.

Среди людей с психическими расстройствами тоже много талантливых людей, которые из-за своего состояния здоровья не могут реализоваться профессионально, но они искренне хотят приносить пользу обществу и быть нужными. И на любительской сцене они могут проявлять свои способности и таланты, реализоваться, что для них крайне важно, — рассказывают в больнице.

Вернуться к этой теме в больнице решили в 2009 году. Тогда здесь появилась творческая студия «Зазеркалье».

Актеры
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— История «Зазеркалья» начиналась в кабинете психолога стационарного реабилитационного отделения больницы, — рассказывает медицинский психолог Клуба пациентов при Ставропольской психиатрической больнице № 1, директор некоммерческой организации «Душевный арт» Евгения Акимова. — К нам поступил пациент, который сочинял песни, играл на гитаре, и мы хотели познакомиться с его творчеством и с его историей через эти песни.

Пациент, к которому до этого у специалистов не получалось найти подход и который отказывался говорить о своей жизни, на таких неформальных встречах вдруг раскрылся, и в больнице поняли, что у этого проекта есть реабилитационный потенциал. Развивать это направление начали на базе дневного стационара, но вскоре стало понятно, что и этих встреч недостаточно.

— Стало понятно, что людей переполняет их энергия, творческий потенциал, им хочется делиться. И это очень важный показатель, когда человеку хочется делиться, значит он сам наполнен, значит нет пустоты, которая часто вследствие болезни наступает внутри, — рассказала Евгения Акимова.

Так возникла идея полноценной студии. Занятия в ней не только помогают пациентам, столкнувшимся с ментальными проблемами, реализоваться, но и помогают поддерживать и развивать социальные навыки, дают цель и смысл для того, чтобы следить за собой. В обычной ситуации люди, столкнувшиеся с подобными нарушениями, могут этим пренебрегать из-за отсутствия сил и мотивации.

Музыканты
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Кроме того, подготовка к роли, необходимость вживаться в образ, помогает развивать коммуникацию и эмпатию — два навыка, которые часто страдают у людей с психоневрологическими заболеваниями, говорит психолог.

Со временем участники студии начали выезжать в интернаты и другие социальные учреждения. Так группа в стационаре выросла в самостоятельное структурное подразделение внутри диспансера — Клуб пациентов, на базе которого сегодня и работает театральная студия.

— Театральная студия — это одно из направлений социокультурной реабилитации. Наряду с ним пациенты занимаются и другими видами творчества: вокально-музыкальным, изобразительным, сочиняют стихотворения, прозу, рассказывает главный врач больницы, — рассказывает главный врач больницы Олег Боев. — Вместе посещают культурные события в городе, обсуждают увиденное и прочитанное.

«Ко мне вернулся сын»

Иван, один из актеров спектакля «Пакетик, который хотел быть нужным», представленного этой осенью на большой сцене, впервые был госпитализирован в психиатрическую больницу, когда ему было 20 лет.

— У нас обычная семья, четыре сына росли, с болезнью неожиданно столкнулся только Ваня. Он рос спокойным, добрым мальчиком, немного замкнутым. Очень умный был мальчишка, даже за брата делал математику, — рассказывает его мама, Валентина.

Актер
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

После школы, как и многие его одноклассники, пошел работать на завод. А спустя несколько лет впервые проявилось его заболевание — у Ивана начались галлюцинации.

— Это было очень страшно. Он изменился внешне, глаза потухли. Он был очень добрым и солнечным человеком, но болезнь его изменила, — вспоминает Валентина.

Вместе с матерью Иван надолго попал в больницу, где ему подобрали препараты, которые затормаживали психику, — другого выхода с его заболеванием не было, признает Валентина. И тем не менее они с сыном регулярно возвращались и лежали там подолгу. За дебютом заболевания у Ивана последовали три попытки суицида.

— Первая случилась, когда его брат женился. Наверное, это очень страшно, когда твои братья живут нормальной жизнью, создают семьи, а у тебя такой возможности нет, — признает мама Ивана.

После третьей попытки, которая произошла после смерти любимой бабушки Ивана, в отделении его заметила Евгения Акимова и пригласила в клуб. Это «круто изменило жизнь к лучшему», признает Валентина.

Участие в театральной студии по-настоящему его раскрепостило. Он стал чаще общаться с ребятами, а это очень важно для развития, потому что сидеть все время в четырех стенах очень тяжело, — говорит она. — Даже есть девочка, с которой они созваниваются, старается поддерживать, когда у нее какие-то кризисы, — раньше этого в нем не было. А помогая другим, помогаешь себе.

Актеры
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Если на другие занятия в клубе Иван ходил под настроение, периодически, то театральная студия оказалась прямо «его», рассказывает собеседница «Известий». Молодой человек, который раньше любил петь, писал стихи и выступал в семейных и дружеских постановках, старается не пропускать ни одного занятия.

— Снова ко мне вернулся мой сын, у которого блестят глаза, которого что-то интересует, который делится впечатлениями о том, что происходит на репетициях, — рассказывает Валентина.

«Относиться как к равным»

Спектакль «Пакетик, который хотел быть нужным» по пьесе современного драматурга Гули Насыровой в «Зазеркалье» поставил профессиональный актер ставропольского Театра кукол Виталий Якушенко. Постановка посвящена вопросам востребованности, поиска новых смыслов и взаимодействия с окружающим миром.

Сам он год назад даже не думал, что инклюзия станет значимой частью его жизни, рассказывает «Известиям» режиссер. С пьесой и концепцией инклюзивного театра он познакомился за несколько лет до этого, во время пандемии, когда «жадно впитывал» все, что происходило за пределами города.

Затем с этой идеей Якушенко пришел в студию «Зазеркалье», где предложил совместно поставить спектакль по этой пьесе. В студии ему предложили сначала сделать несколько других постановок, а затем заняться подготовкой спектакля.

Спектакль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— За время работы я понял, что каких-то ограничений в плане творчества я не вижу. Для меня нет каких-то особенностей ментальных или особенностей опорно-двигательного аппарата, — рассуждает Якушенко. — Мне кажется, есть просто люди, которые хотят заниматься творчеством — есть актеры-любители, а есть актеры-профессионалы. Вот и все.

В отличие от обычных концертов и постановок в больнице, здесь на сцене наряду с пациентами, актерами-любителями, играют профессионалы, а сам спектакль показали зрителям на большой сцене Театра кукол. Это был первый подобный опыт в истории города Ставрополя.

Работа над постановкой заняла девять месяцев, в том числе несколько месяцев ушло на поиск исполнительницы главной роли. Ее в итоге исполнила молодая ставропольская актриса Евгения Новикова.

Для нее это был первый опыт работы с инклюзивными проектами. Участвовать она согласилась сразу, рассказывает актриса «Известиям», однако сначала было не совсем понятно, как взаимодействовать с актерами-любителями.

Было страшновато, потому что все-таки, мне кажется, существуют определенные предрассудки в отношении людей с особенностями ментальными или физическими, не совсем понятно, как с ними коммуницировать, — делится актриса. — Но не то чтобы нужно было, на мой взгляд, как-то по-особенному к ним относиться, даже слишком хорошо. Мне кажется, нужно относиться к ним как к равным.

Актриса
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

У нее все сомнения отпали почти сразу, вспоминает Евгения Новикова.

— Буквально спустя несколько репетиций мы уже сдружились, понимали друг друга без слов, и весь процесс вообще ничем не отличался от взаимодействия в обычной команде в других театрах в другом коллективе, — говорит она.

Практика работы над спектаклем показала, что у людей с ограниченными возможностями ограничены возможности только тела, но душа при этом очень свободная, рассказывает актриса театра кукол Светлана Ильядис.

— Сыграть состояние невозможно, оно должно быть. И у них это состояние полетности, чистоты и искренности изначально присутствует. Я ведущий мастер сцены, 45 лет стажа, я не чувствовала себя какой-то особенной во время работы над спектаклем, — говорит Светлана.

Спектакль стал для участников студии выходом на совершенно новый уровень, признает Евгения Акимова.

Мечта выйти с нашей студией на профессиональную сцену появилась давно. Но это требует большой решимости. Любое вмешательство в нашей работе должно быть взвешено, — рассказывает клинический психолог. — Мы должны понимать, что после этого вмешательства человеку станет лучше, а не хуже. Выход на профессиональную сцену — это стресс, и человек должен быть к нему готов. И кажется, что наша студия той частью, которая выходила на сцену, она до этого дозрела.

Зрители
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Особенно важным, по ее мнению, оказался выбор пьесы, по которой был поставлен спектакль: когда люди, которые знают, что такое хотеть быть нужным, рассуждают про это, получается местами даже глубже, чем у «обычного» актера.

— С одной стороны, это очень общая история, она понятна каждому. Каждый человек хочет быть кому-то нужным. С другой стороны, она очень глубоко личная для каждого участника спектакля. И таким образом она может глубоко зацепить зрителя, — рассуждает Евгения Акимова.

Премьера спектакля в больнице состоялась в июле, а уже в октябре всех желающих пригласили в Ставропольский театр кукол на открытый показ спектакля.

Результат превзошел вообще все ожидания, многие зрители говорили, что зачастую даже непонятно, кто является участником, — рассказывает Евгения Новикова.

По словам Светланы Ильядис, многие выходили со слезами на глазах.

Учиться желанию жить

Задача современной психиатрии — не просто убрать симптомы, а помочь человеку восстановить и жить максимально полной жизнью, напоминает Евгения Акимова. В этом смысле работа театральной студии «Зазеркалье» показывает хорошие медицинские результаты.

Мы анализировали тех ребят, которые активно участвуют в нашей работе, и за годы частота их госпитализаций в больнице снизилась, у кого-то госпитализации прекратились в принципе — остался только дневной стационар, реабилитационный центр. И это показатель, основанный не только на эмоциях, но и на цифрах и фактах, — говорит она.

Практика применения театра в реабилитационной деятельности применяется во многих регионах России и в мире, рассказывает Олег Боев. Для деятелей этого направления организуют международный фестиваль «Нить Ариадны», в России проходит фестиваль «Широка страна моя родная» для взрослых людей с ментальными особенностями.

— Наша студия поддерживает постоянную активную связь с аналогичными в Нижнем Новгороде, Ульяновске, Санкт-Петербурге, Москве. Нам есть чему друг у друга поучиться, — отмечает он.

Спектакль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Еще в 2013 году работа «Зазеркалья» расширилась и вышла за пределы городской больницы. Ее создатели основали краевой фестиваль «Душевный арт», к которому присоединялись различные региональные деятели культуры и искусства.

— Было удивительно наблюдать, когда приходит не психиатр, не психолог со своей творческой идеей. Первое время был порыв сказать: «Да подождите, вот тут слишком сложно им будет», или что-то подобное, — вспоминает Евгения Акимова. — Но в итоге это получалось яркое, плодотворное сотрудничество.

Опыт подобного взаимодействия с людьми с особенностями необходим всем в современном мире, уверена Светлана Ильядис.

— Желание жить — то, чему мы учимся у этих людей, — убеждена она.

Читайте также
Прямой эфир